• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Литература и политическая социальная история

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует представления о различных способах «отражения» социально-политической истории в художественных текстах русской литературы XVIII – XXI веков, преимущественно – изучаемых в средней школе, и вырабатывает навыки анализа текстов с социально-исторической проблематикой и навыки комментирования исторических и социально-политических реалий, а также отсылок к различным идеологическим и научным текстам в сочинениях русских писателей XVIII – XXI вв. Курс помогает выстроить связи между историей и литературой, дает возможность увидеть явления культуры и словесности в политическом и историческом контексте. 1 часть посвящена специфике русского XVIII века: его социально-политическим изменениям, их отражению в истории русского языка и литературе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Литература и политическая и социальная история» являются формирование представления о различных способах «отражения» социально-политической истории в художественных текстах русской литературы XVIII – XXI веков, преимущественно – изучаемых в средней школе, выработка навыков анализа текстов с социально-исторической проблематикой и комментирования исторических социально-политических реалий и отсылок к различным идеологическим и научным текстам в сочинениях русских писателей XVIII – XXI вв.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - особенности представлений о социально-политической истории крупнейших русских писателей XVIII-XX вв.; - различия между воззрениями, общими для эпохи, и присущими конкретным авторам; уметь: - адекватно понимать, корректно анализировать, комментировать и интерпретировать художественные тексты с исторической (социально-политической) проблематикой; - рассматривать анализируемые сочинения в историческо-иделогических контекстах; владеть: навыком корректного изложения прочитанного, историко-идеологического комментария художественных текстов, адекватного реферирования трудов по истории литературы и общественной мысли с учетом их идеологических контекстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание ключевых русских научных биографий русских писателей ХХ века;
  • анализирует литературные тексты 18 века с опорой на представления об изменениях языка и социума в этот период
  • применяет полученные знания о социальных и политических изменениях для создания компонентов уроков или проектной деятельности школьников
  • сравнивает визуальные компоненты культуры 18 века с их вербальной репрезентацией в художественных произведениях 18 - начала 19 века
  • - анализирует произведения русской классической литературы с опорой на знания о социальной и общественной специфике периода
  • иллюстрирует произведения русской классической литературы примерами из реальных кейсов соответствующих эпох.
  • Владеет знаниями о ключевых литературных фигурах и текстах периода (А. С. Пушкин "Капитанская дочка", Н. В. Гоголь "Арабески", "Женитьба", "Мертвые души"), а также сведениями из исследовательской литературы по курсу
  • Знание текстов и исследовательской литературы, указанных в программе курса
  • Знание ключевых эстетических проблем и литературных текстов 1870-х годов ("Анна Каренина", "Бесы", 2-3 повести Л. Н. Толстого 1870-х годов на выбор)
  • знание историко-социального контекста эпохи рубежа веков
  • умение интерпретировать тексты, предложенные программой, в связи с ключевыми историческими событиями и идеями эпохи
  • Умение интерпретировать литературные тексты 1950-70-х годов в связи с ключевыми политическими событиями и настроениями эпохи "оттепели"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культурные и социальные изменения в 18 веке: взаимовлияние языковых и литературных изменений на протяжении века
  • Социально-политические трансформации культуры 18 века: представления о власти
  • Социально-политические трансформации культуры 18 века: общественные изменения и их отражение в литературе
  • Литература 1820-30-х годов. Ключевые фигуры и идеи.
  • Литературная жизнь 1850-60-х годов
  • Литературная жизнь 1870-80-х годов. Позднее творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого
  • Социальная история и эстетика рубежа XIX-XX веков
  • Литературная жизнь 1920-30-х годов: от групп к индивидуальностям.
  • Б. Л. Пастернак и власть (1956–1960 годы).
  • "Лагерная проза" и литература "оттепели"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Проверочная работа
    Проверочная работа по материалам лекций
  • неблокирующий Активность на занятиях
    До 0.5 балла за участие в обсуждениях и ответы на вопросы во время лекций, но не более 2 баллов за часть курса.
  • блокирующий Проект по итогам 1 части курса
    Выполнение проекта с использованием материалов, освоенных в рамках курса.
  • неблокирующий Активность на семинарах (2 мод.)
  • блокирующий Модульная работа
  • блокирующий Тест, 2 модуль
  • неблокирующий активность на семинарах (3 мод.)
  • блокирующий Модульная работа 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Проверочная работа + 0.4 * Проект по итогам 1 части курса
  • 2024/2025 3rd module
    0.17 * Активность на семинарах (2 мод.) + 0.2 * Модульная работа + 0.3 * Модульная работа 3 + 0.13 * Тест, 2 модуль + 0.2 * активность на семинарах (3 мод.)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Высокая болезнь" Бориса Пастернака : две редакции поэмы. Комментарий, Сергеева-Клятис, А. Ю., 2015
  • "Четыре возраста женщины" : повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII - середины XIX в., Белова, А. В., 2014
  • "Четыре возраста женщины" : повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII-середины XIX в., Белова, А. В., 2010
  • Анна Ахматова в 1960-е годы, Тименчик, Р. Д., 2005
  • Блок и русский символизм. [T.2]: Александр Блок и русские писатели, Минц, З. Г., 2000
  • Борис Пастернак : материалы для биографии, Пастернак, Е. Б., 1989
  • Захарова М.В. - Старославянский, древнерусский и история русского литературного языка в вопросах и ответах: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2242-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91038
  • Из истории русской культуры: статьи по истории и типологии русской культуры. Т.4: (XVIII-начало XIX века) : Очерки по русской культуре XVIII века/ Лотман Ю. М.; Статьи, , 2000
  • Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX веков), Солодянкина, О. Ю., 2007
  • История русской литературы XIX века (40 - 60-е годы) : учеб. пособие для студентов вузов, Минералов, Ю. И., 2003
  • История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) : учеб. пособие, Мусатов, В. В., 2001
  • Молодой Толстой, Эйхенбаум, Б., 2019
  • Николаева, Т. (2008). Нерешенные Проблемы Истории Русского Литературного Языка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D66D9E6F
  • О Пушкине, о Пастернаке : работы разных лет, Долинин, А. А., 2022
  • Пастернак и современники : биография, диалоги, параллели, прочтения, Поливанов, К. М., 2006
  • Поэтика Пастернака : инварианты, структуры, интертексты, Жолковский, А. К., 2011
  • Творчество Александра Солженицына : учеб. пособие для вузов, Урманов, А. В., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Властители и судии : развитие правового сознания в императорской России, Уортман, Р.С., 2004

Авторы

  • Кислова Екатерина Игоревна