Бакалавриат
2024/2025
Культурный интеллект и культурная грамотность
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Горохова Елизавета Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена анализу культурного интеллекта и культурной грамотности, которые способствуют более глубокому погружению в процесс коммуникации. В современном мире мы можем наблюдать усиление связи между представителями разных культур, знание их особенностей и различий помогает участникам коммуникативного процесса лучше адаптироваться к нему, важно уметь выстраивать коммуникации не только внутри своей культуры, но и с представителями других культур.В рамках курса рассматриваются концепты культурного интеллекта и культурной грамотности, их составляющие, влияние на процесс коммуникации как на макро-, так и на микроуровне, а также способам измерения конструктов.Культурный интеллект – это способность понимать, каким образом мыслят представители разных культурных групп, прогнозировать их поведение. Культурная грамотность – это знания, на которые участники коммуникативного акта могут ссылаться во время устной и письменной речи, не разъясняя их, поскольку предполагается, что они общеизвестны для представителей определенной культуры.В результате освоения курса студенты будут иметь представление о факторах,лежащих в основе культурного разнообразия и понимать специфику менталитета, национальной психологии и моделей коммуникации в разных культурах, уметь работать в межкультурных коллективах, предупреждать и конструктивно решать возможные конфликтные ситуации. Студенты получат представление о роли культурного интеллекта в различных профессиональных сферах, основах кросс-культурной психологии и кросс-культурного менеджмента, деловой этике и деловой риторике в межкультурной среде
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных подходов, посвященных культурному интеллекту и культурной грамотности, в результате которого студенты будут иметь представление о факторах, лежащих в основе кросс-культурного взаимодействия.
Планируемые результаты обучения
- Распознавать основные прагматические составляющие коммуникации, анализировать влияние языка, религии, культуры на коммуникацию.
- Объяснять особенности национального темперамента, личных границ и копинг-стратегий в разных культурах.
- Описывать культурно-когнитивный профиль представителей различных этнических групп при помощь теорий коммуникации.
- Определять особенности культурного интеллекта и культурной грамотности в цифровом обществе.
- Выделять особенности культурного интеллекта и культурной грамотности в различных профессиональных сферах.
- Аргументировать причины неравного доступа к культурным знаниям, объяснять особенности культурного потребления в зависимости от социального статуса.
- Интерпретировать особенности культурной политики и сравнивать подходы к формированию культурного интеллекта и культурной грамотности в разных странах.
- Описывать основные подходы к определению культурного интеллекта и культурной грамотности, а также какие факторы лежат в основе формирования культурной грамотности.
- Различать основные конструкты, помогающие измерять культурный интеллект и культурную грамотность.
- Интерпретировать коммуникационные теории применительно к концептам культурный интеллект и культурная грамотность.
Содержание учебной дисциплины
- Культура, культурный интеллект и культурная грамотность.
- Влияние культурной грамотности на коммуникацию. Принципы отбора культурных знаний.
- Уровни и формы межкультурной коммуникации с точки зрения подхода западных и незападных исследователей.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в свете культурной антропологии.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в свете этнопсихологии.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в свете семиотического подхода.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в прикладном контексте.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в различных профессиональных сферах.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в информационном обществе.
- Неравенство из-за доступа к культурным знаниям.
- Межкультурная компетентность.
- Государственная политика в сфере культурного интеллекта и культурной грамотности.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Групповая работа + 0.2 * Дебаты + 0.3 * Итоговый проект + 0.3 * Ответы на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
- Межкультурная коммуникация в информационном обществе - 978-5-7598-1783-3 - Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А., Ткаленко Д.Э. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362093 - 362093 - iBOOKS
- Таратухина Ю.В. - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ДИДАКТИКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 194с. - ISBN: 978-5-534-00790-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-praktika-kross-kulturnoy-didaktiki-399220
- Таратухина, Ю. В. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424712 (дата обращения: 28.08.2023).
- Таратухина, Ю. В. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 199 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474618 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- A first look at communication theory, Griffin, E., 2012