Магистратура
2024/2025
Советское кино
Статус:
Курс обязательный (Культурные исследования)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Танис Кристина Александровна
Прогр. обучения:
Культурные исследования
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на последовательное изучение советского кинематографа на разных этапах его развития. Предполагается рассмотрение раннего советского кино, в т.ч. в уместной теоретической перспективе, предполагающей обращение к раннесоветскому киноавангарду, затем внимание будет уделено развитию жанрового кинематографа в СССР, а также авторского кино, в его диалоге с европейской и американской кинематографической традицией.
Цель освоения дисциплины
- Изучение советского кино в исторической перспективе
- Знакомство с историографическими подходами к истории советского кино
- Расширение существующего научного знания о дисциплине
- Знакомство с основными историческими источниками по дисциплине, введение новых источников в научный оборот
Планируемые результаты обучения
- знать как был устроен кинопрокат в СССР, умеет различать государственную, профсоюзную и ведомственную киносети, понимать особенности их функционирования в условиях плановой экономики.
- Уметь ориентироваться в институциональной истории советской киноиндустрии в 1920-1980-е годы; понимать функции различных отделений Министерства кинематографии (будь то Совэкспортфильм, Главкинопрокат и др.), знать их историю и основные этапы развития на протяжении всей истории советского кино.
- Уметь ориентироваться в методологических подходах к изучению рецепции кино, знать основные типы рецепции, видеть разницу и понимать на каких источниках базируется тот или иной тип, знать практики восприятия кино в СССР в различные периоды.
- Уметь объяснить основные этапы изучения кинематографа в области Film Studies, а также понимать разницу в методологических подходах к изучению истории кино.
- Уметь собирать big data, отражающие различные аспекты советского кинопроката (от кинопрокатной сетки в тот или иной период до кассовых сборов), знать как их анализировать, учитывая контекст функционирования советской киноиндустрии, уметь вычленить зрительский спрос в условиях государственного регулирования.
Содержание учебной дисциплины
- Советский киноавангард 1920-х гг. и "лобби мастеров" в киноиндустрии
- Малокартинье в советской киноиндустрии
- Советский кинопрокат
- Советский кинозритель
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Проект + 0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Irina Tcherneva. (2012). « L’État de tous les spectateurs » “The State of all spectators” Thinking up the publics in the Khrushchev reforms of Soviet film distribution (1953-1968).
- Живые и мертвое : заметки к истории советского кино 1920 - 1960-х годов, Марголит, Е. Я., 2012
- История российской кинематографии (1896-1940 гг.) : управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, кадры, Гращенкова, И. Н., 2022
- История российской кинематографии (1941 - 1968 гг.) : управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров, Фомин, В. И., 2019
- Не по плану : кинематография при Сталине, Белодубровская, М., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaminskaitė - Jančorienė, L. (2014). Cinema in Soviet Lithuania: the development of the system and the shift in functions (1944–1970) ; Kinas sovietų Lietuvoje: sistemos raida ir funkcijų kaita (1944–1970 m.).