Бакалавриат
2024/2025
История Древнего Востока и античности
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Учебный курс предназначен для того, чтобы сформировать у студентов представление об истории древнего мира – о ее основных событиях, о закономерностях возникновения первых государств и цивилизаций, об особенностях исторического этапа ранней древности (IV-II тыс. до н.э.), об изменениях в развитии древних обществ в I тыс. до н.э., включая формирование этических религий («осевое время»). Освещение материала в рамках курса строится по двум блокам: первый из них посвящен цивилизациям древнего Востока, второй – античному миру (цивилизациям древней Греции и древнего Рима). Соответственно, в задачи курса входит показ различий между обществами древнего Востока, сформировавшимися непосредственно на основе первобытности и в дальнейшем удержавшими ряд характерных для нее черт, и античным миром с фундаментальным для него институтом гражданской общины (полис, цивитас), ставшим основой европейской цивилизации средних веков и нового времени.Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению источников и научной литературы.
Цель освоения дисциплины
- 1. Сформировать у студентов представление об истории древнего мира, о её основных событиях, о закономерностях возникновения первых государств и цивилизаций, об особенностях исторического этапа ранней древности (IV-II тыс. до н.э.), об изменениях в развитии древних обществ в I тыс. до н.э., включая формирование этических религий («осевое время»)
- 2. Дать представление о различиях между обществами древнего Востока и Античности, их наследии в современном мире
Планируемые результаты обучения
- Знает и может объяснить основные особенности общественно-политического развития крито-микенской цивилизации в III-II тыс. до н.э., основные тенденции развития Древней Греции в "тёмные века" (XI-VIII вв. до н.э.)
- Знает основные тенденции общественно-политического развития Аттики в классический период (V-IV вв. до н.э.), имеет представление об афинской демократии как особом политическом устройстве древнегреческого полиса, умеет сравнивать, находить общие черты и различия в современной и античной демократии.
- Знает основные тенденции общественно-политического развития Греции в архаическую эпоху (VII-VI вв. до н.э.), особенности формирования полисного строя в Афинах и Спарте, основных направлениях Великой греческой колонизации, может показать на карте основные греческие колонии VIII-VI вв. до н.э.
- Знает основные этапы истории Рима Ранней республики, особенности его социально-политической структуры, этапы формирования и черты организации Римско-италийского союза.
- Знает особенности эволюции общества и государства, культуры, религии держав Передней Азии (Вавилонии, Ассирии, Мидии и Персии, Израиля) в I тыс. до н.э.
- Знает предпосылки и основные проявления кризиса III в. н.э. в Римской империи, особенности политического строя Домината, предпосылки, основные этапы и значение распространения христианства, причины гибели Римской империи
- Знает предпосылки ход и последствия Восточного похода Александра Великого, значение его времени, основные подходы к определению понятия эллинизма, основные этапы истории эллинистических государств и особенности их культуры.
- Знает причины, основные проявления и последствия кризиса Римской республики, предпосылки оформления в Риме системы единоличного правления, основные события гражданских войн.
- Знает ход и последствия Пунических войн, экспансии Рима в Средиземноморье, предпосылки становления в Италии системы классического рабства и ее особенности
- Имеет представление о политическом и общественном устройстве Древней Индии и Древнего Китая в конце III тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.
- Имеет представление о предпосылках и ходе Пелопоннесской войны и других внутригреческих конфликтов IV-III вв. до н.э., о явлении кризиса полиса в IV в. до н.э., о предпосылках и значении возвышения Македонского царства
- Имеет представление о природно-географических особенностях Италии, о населении во II - начале I тыс. до н.э., об основных этапах истории и общественном устройстве царского Рима.
- Имеет представление о соотношении в политическом режиме Принципата черт монархии и общинного устройства, знает основные этапы истории Римской империи в конце I в. до н.э. - II в. н.э., основные черты ее культуры.
- Имеет представление об общих проблемах и тенденциях развития древневосточных обществ, о предпосылках и ходе возникновения древнейших государств в IV-III тыс. до н.э.
- Имеет представление об особенностях эволюции общества и государства, культуры, религии Древнего Египта и Месопотамии конца IV - конца II тыс. до н.э.
- Имеет представление об отличиях античного общества от древневосточного, о всемирно-историческом значении античной цивилизации, знает специфику природно-географических и климатических условий древнегреческой цивилизации, основные особенности крито-микенской цивилизации в III-II тыс. до н.э., основные тенденции развития Древней Греции в "тёмные века" (XI-VIII вв. до н.э.)
Содержание учебной дисциплины
- Общие проблемы истории древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э.
- Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.
- Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
- Общество и государство древней Индии и древнего Китая.
- Античность как явление древней истории и всемирно-историческое явление. Греция: природно-географические условия и население.
- Крито-микенская цивилизация. Гомеровский период в истории Греции
- Древняя Греция в эпоху архаики. Великая греческая колонизация.
- Древняя Греция в эпоху классики (V-IV вв. до н.э.). Греко-персидские войны. Расцвет афинской демократии.
- Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э. Кризис древнегреческого полиса в IV в. до н.э. Возвышение Македонского царства. Греческая культура классической эпохи.
- Завоевания Александра Македонского. Эпоха эллинизма в истории греческого мира и Ближнего и Среднего Востока.
- Италия: природно-географические условия и население. Рим царской эпохи (753-509 гг. до н.э.)
- Рим времени Ранней республики (конец VI-начало III вв. до н.э.). Социальное и политическое устройство римской общины. Формирование Римско-италийского союза.
- Рим эпохи Средней республики (III-II вв. до н.э.). Пунические войны и установление римской гегемонии в Средиземноморье
- Рим эпохи Поздней республики (конец II - I вв. до н.э.). Гражданские войны и трансформация римской общины. Культура республиканского Рима.
- Римская империя в эпоху Принципата (до конца II в. н.э.).
- Кризис III в. до н.э. Римская империя в эпоху Домината (конец III - V вв. до н.э.). Возникновение христианства и его превращение в государственную религию.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Всемирная история : учебник, Поляк, Г. Б., 2003
- Всеобщая история. Т.1: Древний Восток и Античность, Васильев, Л. С., 2015
- История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009
- История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
- История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
- Всемирная история. Т.1: Древний мир, , 2011
- Искусство Древней Греции : словарь, Таруашвили, Л. И., 2004
- История Востока. Т. 1: ., Васильев, Л. С., 2013
- История Древнего Рима, Машкин, Н. А., 2006