Бакалавриат
2024/2025
История восточных цивилизаций
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе истории восточных цивилизаций стран основное внимание уделяется рассмотрению как наиболее общих черт, так и особенностей цивилизационного развития стран Востока. Специфика исторического развития накладывала свой отпечаток на социальную и политическую структуру восточных обществ. Студенты получают возможность ознакомиться с различными точками зрения современных ученых на развитие исторического процесса в странах Востока с древнейших времен и до наших дней.
Цель освоения дисциплины
- Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории Востока от древности до современности. Отдельное внимание уделяется анализу исторического процесса для стран Востока в целом, а также тем особенностям и специфическим чертам, которые характерны для отдельных стран.
- Углубить теоретические знания студентов о роли восточных цивилизаций в развитии мира;
- Дать базовую информацию по основным характеристикам цивилизационного развития стран Востока;
- Изучить историю социально-политического развития стран Востока.
- Ознакомиться с основной литературой по теме.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует значение буддизма и неоконфуцианства в складывании корейской государственности.
- Анализирует особенности развития Британской Индии и особенности колониальной системы в Южной Азии
- Выстраивает связь между арабским пробуждением и экспансией. Распознает типологическую связь между арабским и тюркским пробуждениями.
- Выявляет связь между особенностями развития народов Юго-Восточной Азии, их менталитетом и картиной мира в современный период
- Датирует и локализует реалии и персоналии эпохи Древнего и Среднего Царства. Описывает отношения Египта с другими странами.
- Датирует основные события корейской истории.
- Демонстрирует понимание регионального взаимодействия на Ближнем Востоке в Новое время.
- Классифицирует и понимет, какие результаты принесло первое знакомство японцев с европейцами
- Называет и характеризует основные письменные памятники эпохи Нара.
- Называет основные археологические периоды. Называет основные памятники неолита на Ближнем Востоке, объясняет, когда был открыт памятник, где он находится и к какому периоду относится, какие именно находки сделаны археологами
- Называет основные виды классификации народов Индии: географическая; антропологическая; лингвистическая; особенности развития религиозной мысли и хозяйственного развития.
- Называет основные причины "реставрации Мэйдзи"; описывает процессы вестернизации и модернизации японского общества.
- Называет основные события в истории Кореи в первой половине XX века.
- Называет периоды в истории Древней Месопотамии; называет принципы социального устройства древней Месопотамии; описывает правовые принципы, положенные в основу законов Хаммурапи.
- Объясняет особенности формирования двух независимых государств (КНДР и РК) на Корейском полуострове.
- Объясняет, в чем отличия режима сегуната от императорского правления
- Описывает исторические процессы периода
- Описывает исторические процессы, шедшие в маньчжурской империи Цин. Локализует и датирует основных политических деятелей и реалии маньчжурской империи Цин.
- Описывает культурно-религиозную и социально-экономическую специфику макро-региона.
- Описывает основные культурные достижения эпохи Хэйан.
- Описывает основные тенденции в формировании древнекитайской государственности.
- Описывает основные черты социального устройства Китая в эпоху империи Мин.
- Описывает предысторию, причины и последствия советско-китайского конфликта
- Описывает процессы изменений Китая эпохи реформ и открытости
- Описывает, как складывался этнический состав японской нации. Увязывает культурное развитие японского общества с распространением буддизма.
- Перечисляет основные этапы борьбы за объединение Японии в конце 16-нач. 17 вв. и подведите итоги этого исторического процесса.
- Периодизирует отношения с Китаем и монгольские нашествия в истории Японии
- Показывает знание истории раннего периода тюрок. Объясняет смысл и динамику распада тюркской общности.
- Правильно датирует и локализует основные реалии и имена действующих лиц.
- Распознаёт цивилизационные рамки восточных обществ и их контактные зоны.
- Сравнивает географические, этнические, хозяйственные и климатические условия формирования цивилизаций Восточной Азии и античной цивилизации
- Сравнивает государственное устройство в Восточной Азии в эпоху централизованных империй с эпохой полицентризма; корректно локализует и датирует главных политических деятелей и реалии эпохи.
- Сравнивает две концепции истории Восточной Азии в средние века: концепцию поступательного развития социально-политических процессов и концепцию династийного цикла.
- Сравнивает две концепции образования культуры и государственности в Восточной Азии: моноцентрическую и полицентрическую.
- Сравнивает особенности развития народов Южной Азии
- Сравнивает особенности социально-экономического развития в Восточной Азии и в Европе в Новое время.
- Сравнивает особенности социально-экономического развития народов Южной Азии после достижения независимости
- Указывает причины кризиса традиционного общества в Китае в начале XX в. Увязывает политическую борьбу КПК и Гоминьдана с мировым политическим процессом.
- Формулирует причины и называет этапы разложения колониальной системы. Объясняет специфику новейшего времени на Ближнем Востоке.
Содержание учебной дисциплины
- Доисторический Ближний Восток
- Древняя Месопотамия и ее соседи в III – 1-й половине I тыс. до н.э.
- Древний Египет и его соседи в III – 1-й половине II тыс. до н.э.
- Ближний Восток в позднеантичую эпоху
- Арабские завоевания и формирование средневекового Ближнего Востока
- Тюркские народы и их история до монгольских завоеваний. Восток между тюрками и монголами. Османская держава
- Pax Otthomanica и колониальная экспансия. Арабский Восток, Каджарская Персия, Средняя Азия в XVIII-XIX вв.
- Ближний Восток в Новейшую эпоху
- Южная Азия в древности и в средние века
- Индия в новое время. Завершение колониального завоевания полуострова Индостан
- Индия в конце ХIХ начале ХХ вв.
- Индия во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
- Страны Юго-восточной Азии во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
- Древний Китай
- Появление государственности в северном субрегионе Восточной Азии
- Китай в раннее средневековье
- Китай в эпоху централизованных империй (до монгольского завоевания)
- Китай в период монгольских завоеваний. Империя Мин.
- Китай и китайская цивилизация в Новое время
- Китай в Новейшее время
- Ранняя Япония
- Империя самураев в Средние века
- Япония в Новое время
- Япония в Новейшее время
- Корейское общество с I по XIV вв.
- Корейское общество с XV по XIX вв.
- Государства Корейского полуострова в первой половине ХХ века.
- Государства Корейского полуострова во 2 половине ХХ-ХХI вв.
Элементы контроля
- ответы на семинарахВ понятие "семинарская активность" входят: устные ответы на семинаре по высланным материалам и материалам лекций, подготовка презентаций и карт, а также другие виды учебных заданий, предлагаемых преподавателями.
- тестыДля пересдачи неудовлетворительной оценки по дисциплине студент должен написать тесты по соответствующим блокам курса. Тесты проводятся с использованием КИМ, материалы для подготовки к пересдаче тестов высылаются учебным офисом в период пересдач.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.6 * ответы на семинарах + 0.4 * тесты
- 2024/2025 4th module0.6 * ответы на семинарах + 0.4 * тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ottoman Middle East : Studies in Honor of Amnon Cohen, edited by Eyal Ginio, and Elie Podeh, BRILL, 2013.
- Ottoman State Hayashi; Ayden, Mahir Routledge 2004
- The Ottoman World, edited by Christine Woodhead, Routledge, 2011. .
- Бартольд, В. В. Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии / В. В. Бартольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11245-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444792 (дата обращения: 28.08.2023).
- Богомазова, Н. (2012). Социокультурные Предпосылки Возникновения Института Самурайства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.64F721BF
- Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
- Родригес А.М. - История стран Азии и Африки в Новейшее время - КноРус - 2015 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919762
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kim, J. (2012). A History of Korea : From “Land of the Morning Calm” to States in Conflict. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=489749
- Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
- Millar, F. (1987). Empire, community and culture in the Roman Near East : Greeks, Syrians, Jews and Arabs. Journal of Jewish Studies, 38(2), 143–164. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000008116
- Millar, F. (2004). Christian emperors, Christian Church and the Jews of the diaspora in the Greek East, CE 379-450 (Vol. 55). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000423492
- Seth, M. J. (2016). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Second edition). Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1131604
- Герасимова, М. (2011). Особенности Художественной Культуры В Японии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A5DFEE7A
- Готлиб, О. М. Этнология Китая (ханьцы). Обрядность и символика основных этапов жизни : учебное пособие / О. М. Готлиб. — 2-е изд. — Москва : ВКН, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-7873-1435-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115561 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- Козлов, А. (2008). Военная Политика Древнего Китая. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D95735A4
- Рагозина, З.А.. История Индии. Времен Риг-Веды : Монография / З.А. Рагозина : Издательские архивы, 1905. — 518 с. — URL: https://book.ru/book/912382 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Родригес-Фернандес, А. М. История восточных религий : учебное пособие / А. М. Родригес-Фернандес, А. С. Дербенев. - М. : МПГУ, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5 -4263-0607-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020532
- Хабдаева, А. (2013). Буддизм И Конфуцианство В Духовной Культуре Китая: Проблемы Диалога Двух Традиций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.376B5461