Магистратура
2024/2025
Семинар наставника. Бизнес-практикум
Статус:
Курс обязательный (Управление инновационным бизнесом)
Направление:
27.04.05. Инноватика
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лодышкин Александр Валерьевич,
Мангутова Надежда Валериановна,
Солодихина Анна Александровна,
Цымбал Андрей Александрович
Прогр. обучения:
Управление инновационным бизнесом
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
Бизнес-практикум является сквозной дисциплиной, охватывающий как теоретические, так и практические этапы создания высокотехнологичного бизнеса – от стартапа до масштабирования уже созданной компании. Внутри будут раскрыты и применимы на практике такие темы как выбор идеи, проверка идеи, упаковка и проработка идеи в проект, создание прототипа, MVP, маркетинг и подготовка к продажам, вывод на рынок малой серии, выстраивание бизнес-процессов компании, масштабирование и управление компанией. Внутри каждого блока планируются мастер-классы ведущих преподавателей-практиков, тренинги, а также работа в командах над реальными бизнес-проектами слушателей. Данный модуль является центральной дисциплиной, где применяются все навыки, умения и знания, полученные на других дисциплинах.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные фазы развития стратапа
- Понимать, как работают трекеры
- Знать, что такое стартап, как он связан с инновациями
- Понимать отличие стартапа от традиционного бизнеса
- Знать основные технологические тренды
- Владеть генерацией идей и понимать, как зарождаются стартапы
- Знать основные методологии генерации идей
- Понимать отличие группы от команды
- Знать распределение ролей и обязанностей
- Знать, что такое психотипы
- Знать принцип поиска людей в стартап
- Знать источники трудовых ресурсов
- Знать понятия целевая аудитория, портрет потребителя, потребительские сегменты
- Понимать, какие бывают типы клиентов
- Знать, как составлять портрет B2C и B2B клиентов
- Уметь составлять карту эмпатии, Customer journey map
- Знать, что такое ценностное предложение и как с ним работать
- Владеть составлением уникальных торговых предложений и слоганов для рекламных сообщений и описания продуктов/услуг
- Знать, как проектируется бизнес на основе ценностного предложения
- Знать методы исследований клиентов, JTBD, Customer development
- Уметь проводить анализ целевой аудитории с помощью проблемного и решенческого интервью
- Владеть навыком составления бизнес-гипотез
- Знать сценарий проблемного интервью, правила составления вопросов
- Уметь разрабатывать сценарий интервью
- Уметь проводить практику по разработке правильных вопросов
- Уметь обрабатывать результатов маркетинговых исследований
- Знать, что такое HADI-циклы
- Знать отличия бизнес-модели и модели монетизации
- Знать разновидности моделей монетизации с примерами
- Определять оптимальную модель монетизации для своего проекта
- Знать принципы ценообразования
- Знать базовые параметры расчета экономики проекта
- Понимать, что такое конверсия в покупку, маркетинговые затраты, стоимость продукции, окупаемость разработки
- Владеть навыками расчёта доходов, расходов на каждого клиента/продукт/услугу
- Понимать, что такое MVP
- Понимать, как проверить спрос на продукт, не выпуская его
- Знать как высокотехнологичные компании тестировали спрос на продукт до начала его разработки
- Понимать, как применять финансовые расчёты к своим практическим проектам
- Знать основные инвестиционные показатели проекта
- Знать основы личной эффективности
- Знать основы лидерства
- Уметь применять инструменты по разрешению конфликтов в команде
- Знать основные приёмы продаж
- Знать, как реализуются пилотные проекты в компании
- Понимать, как построить систему продаж в компании
- Понимать, как работают институты развития, фонды, государственные корпорации, вузы, научные учреждения в части инноваций
- Знать отличия бизнес-ангела от непрофессионального инвестора
- Знать ка работают бизнес-инкубаторы, технопарки, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, особые экономические зоны
- Знать как применять знания в области интеллектуальной собственности к своему проекту
- Знать как применять инструменты маркетинга к продажам
- Владеть технологиями продаж B2C, B2B, B2G
- Уметь построить систему продаж для своего практического проекта
- Понимать, как управлять цепями поставок и ресурсами для своего проекта
- Знать, как построить систему логистики для своего практического проекта
Содержание учебной дисциплины
- Бизнес-практикум: знакомство
- Генерация идей
- Команодобразование
- Целевая аудитория и ценностное предложение
- Customer development
- Модели монетизации и ценообразование
- Создание продукта
- Финансы проекта
- Развитие лидерства
- Тестирование продукта и пилотный проект
- Контекст реализации проекта и инновационная экосистема
- Защита интеллектуальной собственности
- Построение продаж
- Выстраивание поставок ресурсов и логистика
- Управление. Выстраивание бизнес-процессов
- Стратегическое развитие компании
- Управление персоналом
- Управление проектами.
Элементы контроля
- Командная активностьРасчитывается как средняя активность за весь период обучения.
- Индвидуальная активностьОценивается индивидуальная активность за весь период.
- Домашнее задание 1Создание прототипа или MVP.
- Домашнее задаение 2Тестирование продукта/услуги и продажи.
- ЭкзаменПрезентация работы команды в течении всего предмета.
- ЭкзаменПрезентация работы команды в течении всего предмета.
- Домашнее задание 3Создание оргнизационной стуркутуры компании.
- Домашнее задание 4Построение системы по работе с инновационными проектами в компании.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Домашнее задаение 2 + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Индвидуальная активность + 0.2 * Командная активность + 0.2 * Экзамен
- 2025/2026 3rd module0.2 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.2 * Индвидуальная активность + 0.2 * Командная активность + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Agile - менеджмент : лидерство и управление командами, Аппело, Ю., 2018
- Alpina - 22830 - О.Чулыгин - Тише! Говорит клиент: Как глубинные интервью помогают решать задачи бизнеса - 9785907470644 - Альпина ПРО - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22830
- Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
- Alvarez, C. (2014). Lean Customer Development : Building Products Your Customers Will Buy (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780832
- P2M. Управление инновационными проектами и программами. Японский стандарт (система знаний) по управлению проектами и программами, сориентированный на инновации в развитии организации, теория и практика применения, предисл. Г. О. Грефа, 2-е изд., 317 с., Ярошенко, Ф. А., Бушуев, С. Д., Танака, Х., 2015
- Product management без ошибок : гид по созданию, управлению и успешному запуску продукта, Перри, М., 2022
- UX/UI дизайн для создания идеального продукта : полный и исчерпывающий гид, Шуваев, Я. А., 2023
- Антихрупкость : как извлечь выгоду из хаоса, Талеб, Н. Н., 2016
- Бережливые инновации : как делать лучше меньшим, Раджу, Н., 2017
- Бизнес и инновации, Друкер, П. Ф., 2007
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2023
- Бизнес-инкубаторы и предпринимательство - Горбунов В.Л. - РИОР - 2019 - https://znanium.com/catalog/product/1013445 - 1184870 - ZNANIUM
- Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
- Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием предприятий - Бобрышев А.Д., Тумин В.М., Тарабрин К.М. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1042590 - 1681653 - ZNANIUM
- Большие контракты. 2-е издание - 978-5-496-02275-0 - Бакшт К.А. - 2016 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/352725 - 352725 - iBOOKS
- Введение в критическое мышление и теорию креативности, Лау, Джо У.Ф., 2019
- Вдохновляющий лидер : команда, смыслы, энергия, Мульфейт, Я., 2023
- Воронцова, С. В. Защита права на результаты интеллектуальной деятельности (Правовая защита коммерческой и интеллектуальной собственности). Практикум для магистров направления 38.04.02 «Менеджмент» и аспирантов направлений 38.06.01 «Экономика», 23.06.01 «Техника и технологии наземного транспорта» : учебное пособие / С. В. Воронцова, А. Т. Романова. — Москва : РУТ (МИИТ), 2021. — 75 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269558 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Горфинкель, В. Я. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для вузов / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11897-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446375 (дата обращения: 28.08.2023).
- Гражданский кодекс Российской Федерации : по сост. на 20 июня 2016 г., , 2016
- Григоренко, О. В. Бизнес-логистика : учебное пособие / О. В. Григоренко, О. Н. Бекетова. — Москва : РТУ МИРЭА, 2023. — 74 с. — ISBN 978-5-7339-1786-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/331592 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Зотов, В. В., Лидерство и командообразование : учебное пособие / В. В. Зотов, А. Д. Петросян. — Москва : Русайнс, 2022. — 124 с. — ISBN 978-5-4365-9811-6. — URL: https://book.ru/book/944851 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует, пер. с англ. Т. Гутман, 9-е изд., 262 с., Адизес, И. К., 2016
- Инвестиционно-инновационное развитие бизнеса в условиях цифровизации экономики : коллективная монография / О. Л. Некрасова, Е. Ф. Алиева, Ю. С. Антонова [и др.] , под редакцией О. Л. Некрасовой. — Донецк : ДонНУ, 2022. — 221 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302411 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Инновационный бизнес : формирование моделей коммерциализации перспективных разработок, Антонец, В. А., 2013
- Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью, [учебное пособие], АНХ при Правит. РФ, 336 с., Круглов, М. Г., 2009
- Как преодолеть кризисы менеджмента : диагностика и решение управленческих проблем, Адизес, И., 2006
- Корниенко, В. И. Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520204 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ледяева, Н. Я. Внутрифирменное предпринимательство. Венчурное финансирование : учебное пособие / Н. Я. Ледяева. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2020. — 94 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165889 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Лидер без титула : современная притча об истинном успехе в жизни и бизнесе, Шарма, Р., 2015
- Максим Батырев (Комбат) - 45 татуировок продавана - 9785001953647 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17868 - 17868
- Максуров, А. А., Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности : монография / А. А. Максуров. — Москва : Русайнс, 2022. — 235 с. — ISBN 978-5-466-01698-7. — URL: https://book.ru/book/946326 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Менеджмент качества как он есть, Круглов, М. Г., 2007
- На крючке : как создавать продукты, формирующие привычки, Эяль, Н., 2018
- Новые бизнес-идеи, которые разрушают шаблоны : поэтапное руководство по разработке новых бизнес-идей, заслуживающих внимания : пер с англ., Брегг, Э., 2008
- Продажи. Руководство продавца и менеджера, энциклопедия, Т. 2, науч. ред. И. Медведников, О. Юлдашева ; ред. Т. Климова, , 2007
- Пушкина, Т. Н. Финансы предприятия : учебно-методическое пособие / Т. Н. Пушкина, Н. А. Нестерова. — Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2008. — 70 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47293 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2018
- Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2008
- Размышления о личном развитии, Адизес, И. К., 2016
- Романенко, Е. В. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство : методические указания / Е. В. Романенко. — Омск : СибАДИ, 2020. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/149553 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Спивак, В. А. Лидерство : учебник для вузов / В. А. Спивак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17456-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533144 (дата обращения: 27.08.2024).
- Токарев, Б. Е. Современные тренды технологического инновационного продакт менеджмента / Б. Е. Токарев. - Текст : электронный // Интернет-журнал "Науковедение". - 2014. - №1. - URL: https://znanium.com/catalog/product/471527
- Управление инжиниринговыми проектами, Дьяченко, В. А., 2020
- Управление продуктом : учебник : пер. с англ., Леманн Д., Винер Р., 2012
- Финансовый менеджмент : учебник, Берзон Н.И., 2013
- Харизма лидера, Гандапас, Р., 2013
- Черный лебедь : Под знаком непредсказуемости, Талеб, Н., 2017
- Чернышева, А. М. Управление продуктом : учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01486-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511383 (дата обращения: 27.08.2024).
- Четыре шага к озарению : стратегии создания успешных стартапов: пер. с англ., Бланк, С., 2014
- ЯКОВЛЕВА Е.В. (2014). Креативное Мышление Как Фактор Инновационного Развития.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 22370 - А. Максимова; С.Альварес - Как создать продукт, который купят: Метод Lean Customer Development - 9785961472264 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22370
- Бизнес в России: инновации и модернизационный проект : монография, Полетаев, В. Э., 2016
- Введение в маркетинг, Армстронг Г., Котлер Ф., 2000
- Введение в финансовый менеджмент, Ковалев, В.В., 2007
- Внешнеэкономическая деятельность и логистика : учебник / О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, Т. А. Асон [и др.] ; под общ. ред. О. В. Игнатовой, Н. Л. Орловой. — Москва : КноРус, 2024. — 411 с. — ISBN 978-5-406-11961-7. — URL: https://book.ru/book/950301 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Воронцова, С. В. Защита права на результаты интеллектуальной деятельности (Правовая защита коммерческой и интеллектуальной собственности) : учебное пособие / С. В. Воронцова, А. Т. Романова. — Москва : РУТ (МИИТ), 2021. — 224 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269531 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Гершанок, Г. А. Инновационное лидерство : учебное пособие / Г. А. Гершанок. — Пермь : ПНИПУ, 2011. — 79 с. — ISBN 978-5-398-00639-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161060 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Егорова, М. А. Маркетинг. Коммерческое ценообразование : словарь / М. А. Егорова, С. В. Пинковская, И. Ю. Хитрина. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. — 64 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279488 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Интеллектуальная собственность : Учеб. пособие, Гришаев, С.П., 2009
- Искусство креативного мышления, Джадкинс, Р., 2016
- Коваленко, Н. (2009). Финансы Предприятия И Особенности Распределения Финансовых Потоков. ТРАНСПОРТНОЕ ДЕЛО РОССИИ, (9). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14542365
- Корпоративная культура и лидерство : [сб.] : пер. с англ., , 2008
- Корпоративная культура и лидерство : пер. с англ., , 2008
- Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, ди... : учебник, Васильева, Е. В., 2023
- Надточий, Ю. Б. Командообразование. Практикум : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Москва : Дашков и К, 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-394-04656-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/228827 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Панько, Ю. В. Логистика складирования : учебно-методическое пособие / Ю. В. Панько. — Москва : РУТ (МИИТ), 2021. — 143 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269228 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Планирование и моделирование цепи поставок : учебно - практическое пособие, Бочкарев, А. А., 2008
- Платформа : практическое применение революционной бизнес-модели, Моазед, А., 2019
- Построение отдела продаж. Ultimate Edition - 978-5-496-01500-4 - Бакшт К. А. - 2015 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/344137 - 344137 - iBOOKS
- Размышления о менеджменте, Адизес, И. К., 2016
- Управление бизнесом : пер. с англ., , 2022
- Управление инновационными проектами : Учеб. пособие, , 2009
- Управление продуктом в Scrum : Agile - методы для вашего бизнеса, Пихлер, Р., 2017
- Эффективные методы продажи по Брайану Трейси : пер. с англ., Трейси Б., 2001