Бакалавриат
2024/2025
Искусство России второй половины XX - XXI в.
Статус:
Курс по выбору (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Езерницкая Анна Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс состоит из двух частей. Первая часть посвящена истории советского и постсоветского искусства 1970-х – 1990-х годов, преимущественно нон-конформистского и неофициального, а также становлению отечественного арт-рынка и его особенностям. Вторая часть курса посвящена современному российскому искусству от 2000-х годов до нашего времени и озаглавлена «Текучая современность». Современность – это такое состояние, в котором сама структурообразующая человеческая способность переживать время, моменты “до” и “после”, радикально поставлена под вопрос, а современное искусство находится на пересечении множества спорных территорий и темпоральностей. Выделяя в названии курса метафору «текучая современность», введенную в социальную теорию Зигмундом Бауманом, мы рассмотрим искусство современности и то, как оно переопределяет собственные границы и представляет собой не только практику, но и исследование, ставит под сомнение действующие социальные, экономические и политические процессы. Искусство понимается как подвижное, не равное самому себе множество сил, влияний, традиций, эффектов языка и культуры, власти и воображения. По мере развития глобальных коммуникаций будущее стало казаться более изменчивым и неопределенным, чем раньше. Этому соответствует новое понимание художника как своего рода социокультурного хаба, соединяющего различные ситуации, культуры и времена.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о специфике развития современного искусства в 2000-х - 2010-х годах
- Формирование у студентов навыков критического анализа к практикам актуальной художественной деятельности;
- Формирование у студентов представлений о формах актуального художественного дискурса и моделях отношений к актуальным проблемам социальной реальности;
- Формирование у студентов представления о месте актуальных художественных практик в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России начала ХХI вв.
- Сформировать у студентов представление об основных мастерах, течениях и направлениях отечественного искусства 1960-х - 1990-х годов
- Сформировать навыки описания, анализа и историко-художественной контекстуализации отечественного искусства 1960-х - 1990-х годов
Планируемые результаты обучения
- знать основные события, произведения, акции, значимые для истории послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства, а также основные имена в истории отечественного искусства второй половины ХХ–ХХI вв., принципы творческих методов и положения теоретических концепций.
- знать основные этапы институциональной истории советского и постсоветского искусства ХХ–ХХI вв.
- Владение критическим аппаратом для описания и анализа произведений актуального искусства России 2000-х-2010-х годов
- Понимание основных тенденций и задач, стоящих перед художниками в 2000 - 2010-е годы, знание важных историко-культурных событий и явлений
- Знание основных произведений и проектов, значимых для истории отечественного искусства, а также имен в истории отечественного искусства начала ХХI вв., принципы творческих методов и положения теоретических концепций;
- Понимание закономерности концептуальных изменений в отечественном визуальном искусстве начала XXI вв. в их соотношении с изменениями политической, социальной и экономической реальности указанного периода;
- Представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории русского искусства начала XXI вв.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Раздел 1. I. Искусство 1960-1970-х годов: художественные сообщества и отдельные мастера. Художник vs власть: андерграунд и проблемы автономии
- 1. Раздел 2. Искусство начала 1980-х и искусство эпохи Перестройки
- 1. Раздел 3. Искусство 1990-х. Основные имена и художественные практики. Становление современного арт-рынка.
- 1. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2000-х годов.
- 2. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2000-х годов. Формирование нового поколения художников и проблема положения искусства в мире
- 3.Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов.
- 4. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Свидетели
- 5.Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Художник как историк
- 5.Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Пластичность
- 7. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Современные театральные практики
Элементы контроля
- Участие в обсуждении семинарских проектов
- Эссе
- Угадайка
- Аудиторная работа
- Выполнение семинарских заданий
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Аудиторная работа + 0.25 * Выполнение семинарских заданий + 0.1 * Угадайка + 0.15 * Участие в обсуждении семинарских проектов + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Путешествие по Северному морю": искусство в эпоху постмедиальности, Краусс, Р., 2017
- The Irony Tower : советские художники во времена гласности, Соломон, Э., 2013
- Воззрения и понимания : попытки понять аспекты русской культуры умом, Аймермахер, К., 2018
- Живопись без границ : от поп-арта к концептуализму : альбом, Обухова, А. Е., 2001
- Знак. Текст. Культура, Аймермахер, К., 2001
- Искусство инсталляции, Бишоп, К., 2022
- Искусство утопии : gesamtkunstwerk Сталин; статьи, Гройс, Б., 2003
- История инакомыслия в СССР : новейший период, Алексеева, Л. М., 1992
Рекомендуемая дополнительная литература
- "Лианозовская школа" : между барачной поэзией и русским конкретизмом, , 2021