• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

История Античности

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс посвящен цивилизациям, заложившим основы культуры и мировоззрения Европы, - древней Греции и древнего Рима. В рамках курса рассматривается предыстория Эгейского бассейна, Балканского полуострова и Италии во II – начале I тысячелетий до н.э., возникновение древней гражданской общины в Греции (полис) и в Италии (civitas), история Греции классического периода, Римской республики и Римской империи. Уделяется внимание взаимодействиям и столкновениям людей античности и древнего Востока – от греко-персидских и Пунических войн до взаимопроникновения греко-римской и восточной культур в эллинистическом мире и Римской империи. Характеризуются достижения литературы, искусства, науки, права древних Греции и Рима. Особая тема в рамках курса – распространение в римском Средиземноморье этических религий и трансформация античного общества, завершающаяся становлением христианского мировоззрения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебной дисциплины - сформировать у студентов представление об истории античности, т.е. о цивилизациях древней Греции и Рима, об эллинистическом мире, о регионах Средиземноморья и Западной Европы в период воздействия на них эллинистически-римской культуры и политической интеграции в составе Римской империи, о специфике и этапах эволюции античной гражданской общины (πόλις, civitas), о предпосылках кризиса античной культуры и становления христианской цивилизации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и может объяснить основные особенности общественно-политического развития крито-микенской цивилизации в III-II тыс. до н.э., основные тенденции развития Древней Греции в "тёмные века" (XI-VIII вв. до н.э.)
  • Знает основные тенденции общественно-политического развития Аттики в классический период (V-IV вв. до н.э.), имеет представление об афинской демократии как особом политическом устройстве древнегреческого полиса, умеет сравнивать, находить общие черты и различия в современной и античной демократии.
  • Знает основные тенденции общественно-политического развития Греции в архаическую эпоху (VII-VI вв. до н.э.), особенности формирования полисного строя в Афинах и Спарте, основных направлениях Великой греческой колонизации, может показать на карте основные греческие колонии VIII-VI вв. до н.э.
  • Знает основные этапы истории Рима Ранней республики, особенности его социально-политической структуры, этапы формирования и черты организации Римско-италийского союза.
  • Знает предпосылки и основные проявления кризиса III в. н.э. в Римской империи, особенности политического строя Домината, предпосылки, основные этапы и значение распространения христианства, причины гибели Римской империи
  • Знает предпосылки ход и последствия Восточного похода Александра Великого, значение его времени, основные подходы к определению понятия эллинизма, основные этапы истории эллинистических государств и особенности их культуры.
  • Знает причины, основные проявления и последствия кризиса Римской республики, предпосылки оформления в Риме системы единоличного правления, основные события гражданских войн.
  • Знает ход и последствия Пунических войн, экспансии Рима в Средиземноморье, предпосылки становления в Италии системы классического рабства и ее особенности
  • Имеет представление о предпосылках и ходе Пелопоннесской войны и других внутригреческих конфликтов IV-III вв. до н.э., о явлении кризиса полиса в IV в. до н.э., о предпосылках и значении возвышения Македонского царства
  • Имеет представление о природно-географических особенностях Италии, о населении во II - начале I тыс. до н.э., об основных этапах истории и общественном устройстве царского Рима.
  • Имеет представление о соотношении в политическом режиме Принципата черт монархии и общинного устройства, знает основные этапы истории Римской империи в конце I в. до н.э. - II в. н.э., основные черты ее культуры.
  • Имеет представление об отличиях античного общества от древневосточного, о всемирно-историческом значении античной цивилизации, знает специфику природно-географических и климатических условий древнегреческой цивилизации, основные особенности крито-микенской цивилизации в III-II тыс. до н.э., основные тенденции развития Древней Греции в "тёмные века" (XI-VIII вв. до н.э.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Античность как явление древней истории и всемирно-историческое явление. Греция: природно-географические условия и население.
  • Крито-микенская цивилизация. Гомеровский период в истории Греции
  • Древняя Греция в эпоху архаики. Великая греческая колонизация.
  • Древняя Греция в эпоху классики (V-IV вв. до н.э.). Греко-персидские войны. Расцвет афинской демократии.
  • Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э. Кризис древнегреческого полиса в IV в. до н.э. Возвышение Македонского царства. Греческая культура классической эпохи.
  • Завоевания Александра Македонского. Эпоха эллинизма в истории греческого мира и Ближнего и Среднего Востока.
  • Италия: природно-географические условия и население. Рим царской эпохи (753-509 гг. до н.э.)
  • Рим времени Ранней республики (конец VI-начало III вв. до н.э.). Социальное и политическое устройство римской общины. Формирование Римско-италийского союза.
  • Рим эпохи Средней республики (III-II вв. до н.э.). Пунические войны и установление римской гегемонии в Средиземноморье
  • Рим эпохи Поздней республики (конец II - I вв. до н.э.). Гражданские войны и трансформация римской общины. Культура республиканского Рима.
  • Римская империя в эпоху Принципата (до конца II в. н.э.).
  • Кризис III в. до н.э. Римская империя в эпоху Домината (конец III - V вв. до н.э.). Возникновение христианства и его превращение в государственную религию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на каждом семинарском занятии по 10-ти балльной шкале. Общая оценка за семинарские занятия представляет собой среднее арифметическое оценок, полученных на всех семинарских занятиях (способ округления - арифметический, к ближайшему целому). Отсутствие на семинаре оценивается в 0 баллов, отсутствие ответа на семинаре оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Вопросы для контрольной работы формируются преподавателем, ведущим лекционный курс, и рассчитаны на контроль усвоения студентами текущего лекционного материала. Контрольная работа пишется всеми студентами, осваивающими учебную дисциплину, во время, выделенное специально в начале или в конце одной из лекций (не более 20 минут).
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме и представляет собой ответ студента по билету, в который включено два вопроса. Ответ по каждому вопросу оценивается отдельно по 10-балльной шкале, общая оценка за экзамен определяется как средняя оценка за два ответа. Способ округления общей оценки: арифметический (к ближайшему целому). Общая оценка за экзамен определяется экзаменатором (экзаменаторами) по завершении устного ответа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Контрольная работа + 0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Работа на семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
  • Искусство Древней Греции : словарь, Таруашвили, Л. И., 2004
  • История Древнего Рима, Машкин, Н. А., 2006

Авторы

  • Ладынин Иван Андреевич
  • Марей Елена Сергеевна
  • Алмазова Наталья Сергеевна