• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Семинар академического наставника

Статус: Курс обязательный (Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ)
Направление: 01.04.01. Математика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар академического наставника организуется для студентов Совместной магистратуры НИУ ВШЭ и ЦПМ в первом и втором семестрах 1 года обучения и первом семестре 2 года обучения. Целью семинара является консультирование и сопровождение магистрантов как в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе курсов и НИСов, научного руководителя КР и ВКР, так и в реализации раздела ИУПа «Практика». В рамках семинара осуществляется изучение современных образовательных технологий и проводятся практические занятия по внедрению их в учебный процесс. Семинар является площадкой для обмена опытом, полученным магистрантами во время прохождения Педагогической практики. На семинаре наставника, магистранты получают знания и умения, необходимые для осуществления предварительной оценки и коррекции своей педагогической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование индивидуальной образовательной траектории студента и овладение навыком личного планирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знакомство со структурой магистерской программы: образовательная траектория, дополнительное образование, образовательные результаты; - знание особенностей учебного процесса в ВШЭ: таймлайн движения по программе, система оценивания и контроль; - знакомство с учебной программой дисциплины (ПУД) - знакомство с цифровыми ресурсами ВШЭ; - знание правил формирования ИУПа; - знание ПОПАТКУС Цифровые сервисы и инструменты студента
  • - знание основных принципов дидактики: научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, прочность;
  • - знание Положения НИУ ВШЭ об организации и проведении практической подготовки студентов; - знакомство с Программой практики; - подготовка заявки на прохождение педагогической практики: согласование сроков, выбор образовательного учреждения; - получение задания педагогической практики
  • - знание основных требований медицины и психологии; - применение полученных знаний на практике
  • - понимание целей обучения; - способность выделения цели отдельного урока, учебного цикла, учебного года
  • - понимание логики наполнения школьного курса математики; - знание объема полученных математических знаний школьниками и тематического распределения; - знание основных линий в школьном курсе алгебры
  • - формирование представления о цели и задачах изучения основ теории вероятностей в школе; - понимание стуктуры и тематического распределения
  • - понимание логики строения курса и наполнения тем; - знание тематического распределения
  • - формирование представления о структуре и тематическом наполнении курса; - знакомство с различными приемами формирования пространственного мышления
  • - знакомство с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; - формирование представления об организации деятельности на уроке согласно теории П.Я.Гальперина
  • - формирование представления о различных формах обучения; - формирование представления о настенных таблицах в кабинете математике: содержание и вид; - перечень цифровых технологий и формирование компетенций их использования; - формирование компетенций использования электронных ресурсов
  • - знакомство с технологией учебных циклов; - формирование компетенции построения учебного цикла по заданной теме
  • - формирование компетенций работы с определениями, алгоритмами, аксиомами, теоремами; - формирование умений и навыков построения заданий на отработку определений, алгоритмов, аксиом и формулировок теорем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация учебного процесса в НИУ ВШЭ
    1 год обучения. Модуль 1.
  • Организация практической подготовки магистрантов
    1 год обучения. Модуль 1
  • Система преподавания математики. Требования педагогики, психологии и медицины.
    1 год обучения. Модуль 2
  • Система преподавания математики в школе. Цели обучения
  • Система преподавания математики в школе. Содержание обучения
  • Система преподавания математики в школе. Содержание обучения. Стохастическая линия
  • Система преподавания математики в школе. Содержание обучения. Алгебра и начала анализа 10-11 класс
  • Система преподавания математики в школе. Содержание обучения. Стереометрия 10-11
  • Система преподавания математики в школе. Методы обучения
  • Система преподавания математики в школе. Методы обучения. Технология учебных циклов
  • Система преподавания математики в школе. Определения. Аксиомы. Теоремы. Алгоритмы
  • Система преподавания математики в школе. Формы обучения. Средства обучения
  • Функциональная линия в школьном курсе математики. Монотонность функции
  • Числа и вычисления в школьном курсе математики.
  • Арифметическая и геометрическая прогессии в школьном курсе математиики
  • Уравнения в школьном курсе математики
  • Научно-исследовательская деятельность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 курс. 1 модуль. Изучение нормативно-правовой базы организации учебного процесса НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий 1 курс. 2 модуль. Представление учебного цикла по выбранной теме
    Необходимо разработать учебный цикл и представить к обсуждению на семинаре наставника. Содержание цикла должно отвечать учебной программе соответствующего уровня обучения. Учебник необходимо выбирать из Федерального перечня учебников. Разработка должна содержать обоснование количества и типов уроков в цикле. Каждый урок цикла должен включать все необходимые составляющие, составляющие структуру урока данного типа. К каждому уроку цикла необходимо составить домашнее задание. При составлении учебного цикла необходимо соблюдать рекомендации медицины и психологии, а также придерживаться основных принципов дидактики. Выбор темы и определение уровня обучения являются важными аспектами при выполнении задания. Оптимальным вариантом выбора темы является выбор школьного класса, соответствующего текущему этапу прохождения практики.
  • неблокирующий 1 курс. 1 семестр. Зачет
    На защиту выносятся разработка учебного цикла, материалы результатов практической деятельности в школе за 1 семестр, устный опрос по вопросам организации учебной деятельности НИУ ВШЭ: Положения НИУ ВШЭ, ПОПАТКУС, справочник студента.
  • неблокирующий 2 курс 1 модуль. Арифметическая и геометрическая прогессии
  • неблокирующий 2 курс 1 модуль. Нестандартные приемы решения алгебраических уравнений
  • неблокирующий 2 курс 2 модуль. Арифиметические текстовые задачи
  • неблокирующий 2 курс 2 модуль. Методы решения иррациональных уравнений
  • неблокирующий 2 курс 3 модуль. Методы решения иррациональных неравенств
  • неблокирующий 2 курс 3 модуль. Монотонные функции
  • неблокирующий 2 курс 3 модуль. Экзамен
    Контрольная работа состоит из 10 заданий по темам практических занятий и письменных работ
  • неблокирующий 1 курс 3 модуль. Цифровой учебный цикл
    Необходимо разработать учебный цикл для проведения онлайн-занятий.
  • неблокирующий 1 курс 4 модуль. Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * 1 курс. 1 семестр. Зачет + 0.5 * 1 курс. 2 модуль. Представление учебного цикла по выбранной теме
  • 2024/2025 4th module
    0.5 * 1 курс 3 модуль. Цифровой учебный цикл + 0.5 * 1 курс 4 модуль. Зачет
  • 2025/2026 3rd module
    0.1 * 2 курс 1 модуль. Арифметическая и геометрическая прогессии + 0.1 * 2 курс 1 модуль. Нестандартные приемы решения алгебраических уравнений + 0.1 * 2 курс 2 модуль. Арифиметические текстовые задачи + 0.1 * 2 курс 2 модуль. Методы решения иррациональных уравнений + 0.1 * 2 курс 3 модуль. Монотонные функции + 0.1 * 2 курс 3 модуль. Методы решения иррациональных неравенств + 0.4 * 2 курс 3 модуль. Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • И на камнях растут деревья : живая педагогика, Ямбург, Е. А., 2023
  • Методика преподавания математики, Дорф, П. Я., 1960
  • Несерьезная педагогика, Корчак, Я., 2022
  • Школа на пути к свободе : культурно - историческая педагогика, Ямбург, Е. А., 2000
  • Юрченко, Е. В. Живая методика математики / Е. В. Юрченко. — Москва : МЦНМО, 2013. — 144 с. — ISBN 978-5-4439-0099-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/80135 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология и педагогика : учебник, Кравченко, А. И., 2019

Авторы

  • Гончарова Инна Владимировна
  • Бычкова Лидия Олеговна