Бакалавриат
2024/2025
История Древнего Востока
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Предлагаемый курс посвящен истории и культуре древнего Востока, т.е. цивилизаций, существовавших на пространстве от Средиземного моря до Инда начиная с возникновения государственности и вплоть до завоеваний Александра Македонского в 334-330 гг. до н.э., а в Индии и Китае – на протяжении всей древности (вплоть до III-V вв. н.э.). В рамках курса пойдет речь о возникновении на древнем Востоке первых земледельческих культур, о закономерностях сложения самых первых в истории человечества государств в долинах Нила, Евфрата и Тигра, о древних культурах Египта, Месопотамии, Индии, Китая. Будут охарактеризованы особенности структуры самых ранних в истории человечества стратифицированных обществ, а также их мировоззрения, будет дан подробный очерк политической истории регионов древнего Востока. Отдельный и чрезвычайно важный сюжет – возникновение в I тыс. до н.э. первых в истории человечества этических религий и концепций – иудаизма в Палестине, зороастризма в Иране, буддизма в Индии, конфуцианства в Китае. Дисциплина связана с дисциплинами "История античности", "Древний Египет". Формы текущего контроля: работа на семинарах (практическая работа), контрольная работа (контрольная работа), экзамен (устный опрос); промежуточная аттестация - результирующая оценка по формуле из результатов видов текущего контроля.
Цель освоения дисциплины
- Цель учебной дисциплины - сформировать у студентов представление об истории древнего Востока, т.е. о ее основных событиях, о закономерностях возникновения первых государств и цивилизаций, об особенностях исторического этапа ранней древности (IV-II тыс. до н.э.), об изменениях в развитии древних обществ в I тыс. до н.э., включая формирование этических религий («осевое время»), о сравнительных типологических особенностях цивилизаций древнего Ближнего и Среднего Востока, Индии, Китая.
Планируемые результаты обучения
- Знает особенности эволюции общества и государства, культуры, религии держав Передней Азии (Вавилонии, Ассирии, Мидии и Персии, Израиля) в I тыс. до н.э.
- Имеет представление о политическом и общественном устройстве Древней Индии и Древнего Китая в конце III тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.
- Имеет представление об общих проблемах и тенденциях развития древневосточных обществ, о предпосылках и ходе возникновения древнейших государств в IV-III тыс. до н.э.
- Имеет представление об особенностях эволюции общества и государства, культуры, религии Древнего Египта и Месопотамии конца IV - конца II тыс. до н.э.
Содержание учебной дисциплины
- Общие проблемы истории древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э.
- Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.
- Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
- Общество и государство древней Индии и древнего Китая.
Элементы контроля
- Работа на семинарахПреподаватель оценивает работу студентов на каждом семинарском занятии по 10-ти балльной шкале. Общая оценка за семинарские занятия представляет собой среднее арифметическое оценок, полученных на всех семинарских занятиях (способ округления - арифметический, к ближайшему целому). Отсутствие на семинаре оценивается в 0 баллов, отсутствие ответа на семинаре оценивается в 0 баллов.
- Контрольная работаВопросы для контрольной работы формируются преподавателем, ведущим лекционный курс, и рассчитаны на контроль усвоения студентами текущего лекционного материала. Контрольная работа пишется всеми студентами, осваивающими учебную дисциплину, во время, выделенное специально в начале или в конце одной из лекций (не более 20 минут).
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме и представляет собой ответ студента по билету, в который включено два вопроса. Ответ по каждому вопросу оценивается отдельно по 10-балльной шкале, общая оценка за экзамен определяется как средняя оценка за два ответа. Способ округления общей оценки: арифметический (к ближайшему целому). Общая оценка за экзамен определяется экзаменатором (экзаменаторами) по завершении устного ответа.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Контрольная работа + 0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Работа на семинарах + 0.6 * Экзамен