Бакалавриат
2024/2025
Экономика (микро и макроэкономика)
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт развития креативных индустрий
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Студенты знакомятся с основными понятиями экономической теории; изучают теоретические и методологические принципы экономического анализа; приобретают навыки применения методов и инструментов экономического и конкурентного анализа; умения принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
В части «Микроэкономика» рассматриваются микроэкономические концепции и теории, а также основанные на них знания о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса.
Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению основных понятий и законов экономического поведения людей в реальной экономике, креативной экономики как системы, в которой создание стоимости связано с творческими ресурсами, индивидуальное творчество является ведущим источником ценности, аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его корпоративной социальной ответственностью, проблемам устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание базовых ценностей и специфики поведения на рынке представителей экономически активных поколений, особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса.
Практическая направленность части «Микроэкономика» предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат с учетом теории поколений, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является получение навыков прогнозирования реакции потребителей на маркетинговые усилия компании, поиск и оценка новых рыночных возможностей.
Часть «Макроэкономика» охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и творчество как движущая сила экономического роста, альтернативные объяснения феномена бизнес - цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики.
Результаты освоения раздела «Макроэкономика» заключаются в том, что студент:
− описывает важнейшие направления макроэкономики и области ее применения;
− объясняет, как макроэкономическая конъюнктура воздействует на отдельную фирму, результаты ее деятельности и как она может определять принимаемые фирмой решения;
− называет сущность и принципы построения основных макроэкономических индикаторов и умеет с их помощью анализировать общую макроэкономическую ситуацию в стране, понимает тенденции развития экономики;
− использует макроэкономические модели;
− перечисляет цели и задачи государственной макроэкономической политики;
− знает тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая;
− использует знание теоретических положений для решения конкретных задач в своей практической деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы студент: • использовал основные понятия экономической теории; • определял принципы устройства современной экономической системы, тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; • использовал теоретические и методологические принципы экономического анализа; • получил базовые навыки применения методов и инструментов конкурентного и экономического анализа; • умел принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, обеспечивающих прогнозирование реакции потребителя на маркетинговые усилия компании и влияющих на развитие бизнеса; • умел формулировать особенности, определять границы, место и роль креативной экономики.
Планируемые результаты обучения
- определять (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор с учетом теорий поколений
- определять границы и уникальные характеристики креативной экономики
- определять величину индивидуального и рыночного спроса и предложения, анализировать их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант, вычислять ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
- вычислять издержки производства и выполнять экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
- определять экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии
- определять (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
- определять причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек
- анализировать причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода
- оптимизировать технологии подбора персонала
- обосновать влияние налогов, сбережений, инвестиций на решения субъектов рынка
- анализировать влияние альтернативных затрат
- строит кривую производственных возможностей
- рассчитывать оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывать ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией;
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd moduleФормула оценивания: контрольная работа 1 (Макроэкономика) * 0.4 + контрольная работа №2 (Микроэкономика) * 0.4 + работа на семинарах * 0.2
- 2024/2025 4th moduleФормула оценивания: контрольная работа 1 (Макроэкономика) * 0.4 + контрольная работа №2 (Микроэкономика) * 0.4 + работа на семинарах * 0.2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Микроэкономика. 3-е изд. - 978-5-4461-0423-9 - Мэнкью Г., Тейлор М. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/358486 - 358486 - iBOOKS
- Никулина, И. Н. Микроэкономика : учебник / И.Н. Никулинa. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 553 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005083-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1324014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
- Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
- Martin Kolmar (2017) , Principles of Microeconomics, An Integrative Approach, Springer, [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-57589-6 -Загл. с экрана
- Гайдар, Е. (2003). Вводная Лекция По Курсу Микро-И Макроэкономики.
- Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01637-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510879 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514444 (дата обращения: 27.08.2024).
- Экономикс - Гродский В. С. - РИОР - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1843630 - 1157118 - ZNANIUM
- Экономикс. 2-е изд. - 978-5-496-00138-0_1 - Мэнкью Н., Тейлор М. - 2015 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/344939 - 344939 - iBOOKS