• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Экономика (микро и макроэкономика)

Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты знакомятся с основными понятиями экономической теории; изучают теоретические и методологические принципы экономического анализа; приобретают навыки применения методов и инструментов экономического и конкурентного анализа; умения принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.В части «Микроэкономика» рассматриваются микроэкономические концепции и теории, а также основанные на них знания о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению основных понятий и законов экономического поведения людей в реальной экономике, креативной экономики как системы, в которой создание стоимости связано с творческими ресурсами, индивидуальное творчество является ведущим источником ценности, аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его корпоративной социальной ответственностью, проблемам устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание базовых ценностей и специфики поведения на рынке представителей экономически активных поколений, особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Практическая направленность части «Микроэкономика» предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат с учетом теории поколений, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является получение навыков прогнозирования реакции потребителей на маркетинговые усилия компании, поиск и оценка новых рыночных возможностей. Часть «Макроэкономика» охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и творчество как движущая сила экономического роста, альтернативные объяснения феномена бизнес - цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики.Результаты освоения раздела «Макроэкономика» заключаются в том, что студент:–описывает важнейшие направления макроэкономики и области ее применения;–объясняет, как макроэкономическая конъюнктура воздействует на отдельную фирму, результаты ее деятельности и как она может определять принимаемые фирмой решения;–называет сущность и принципы построения основных макроэкономических индикаторов и умеет с их помощью анализировать общую макроэкономическую ситуацию в стране, понимает тенденции развития экономики;–использует макроэкономические модели;–перечисляет цели и задачи государственной макроэкономической политики;–знает тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; –использует знание теоретических положений для решения конкретных задач в своей практической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы студент: • использовал основные понятия экономической теории; • определял принципы устройства современной экономической системы, тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; • использовал теоретические и методологические принципы экономического анализа; • получил базовые навыки применения методов и инструментов конкурентного и экономического анализа; • умел принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, обеспечивающих прогнозирование реакции потребителя на маркетинговые усилия компании и влияющих на развитие бизнеса; • умел формулировать особенности, определять границы, место и роль креативной экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определять (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор с учетом теорий поколений
  • определять границы и уникальные характеристики креативной экономики
  • определять величину индивидуального и рыночного спроса и предложения, анализировать их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант, вычислять ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
  • вычислять издержки производства и выполнять экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • определять экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии
  • определять (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • определять причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек
  • анализировать причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода
  • оптимизировать технологии подбора персонала
  • обосновать влияние налогов, сбережений, инвестиций на решения субъектов рынка
  • анализировать влияние альтернативных затрат
  • строит кривую производственных возможностей
  • рассчитывать оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывать ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 2. Макроэкономика
  • Раздел 1. Микроэкономика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Формула оценивания: контрольная работа 1 (Макроэкономика) * 0.4 + контрольная работа №2 (Микроэкономика) * 0.4 + работа на семинарах * 0.2
  • 2024/2025 4th module
    Формула оценивания: контрольная работа 1 (Макроэкономика) * 0.4 + контрольная работа №2 (Микроэкономика) * 0.4 + работа на семинарах * 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика. 3-е изд. - 978-5-4461-0423-9 - Мэнкью Г., Тейлор М. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/358486 - 358486 - iBOOKS
  • Никулина, И. Н. Микроэкономика : учебник / И.Н. Никулинa. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 553 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005083-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1324014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
  • Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
  • Martin Kolmar (2017) , Principles of Microeconomics, An Integrative Approach, Springer, [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-57589-6 -Загл. с экрана
  • Гайдар, Е. (2003). Вводная Лекция По Курсу Микро-И Макроэкономики.
  • Ким, И. А.  Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01637-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510879 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ким, И. А.  Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04602-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514444 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Экономикс - Гродский В. С. - РИОР - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1843630 - 1157118 - ZNANIUM
  • Экономикс. 2-е изд. - 978-5-496-00138-0_1 - Мэнкью Н., Тейлор М. - 2015 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/344939 - 344939 - iBOOKS

Авторы

  • Астахова Алена Геннадьевна