Бакалавриат
2024/2025
Семиосфера и социальный символизм
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Маннин Александр Андреевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на формирование широких представлений в области семиотики культуры, предполагает освоение методологии семиотического анализа для исследований в области современных коммуникативных процессов. В ходе изучения студентам предстоит углубленное изучение семиотических моделей, рассмотрение семиотики искусства и культуры в историческом контексте, поиск культурных коннотаций символов, а так же погружение в мифологию и социальный символизм XX века и семиотические системы в искусстве (архитектура, мода, дизайн).
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с анализом современных культурных семиотических систем.
Планируемые результаты обучения
- знает основы теоретической семиотики, общие принципы строения знаковых систем и их классификацию; способен различать ключевые понятия при работе с текстом с позиций семотического подхода (семиозис, текст, знак, интертекст, семиосфера); владеет инструментарием структуралистского и постструктуралистского подхода для работы с культурными текстами
- Различает способы интерпретации семиозиса в различных культурных парадигмах (традиционная культура, культура модерна, культура постмодерна) и способен использовать инструментарий данных подходов для анализа и интерпретации текстов
- Использует методы семиотического анализа для работы с культурными текстами различных социальных групп
Содержание учебной дисциплины
- Семиотика как метод работы с культурой
- Семиотический проект: история и актуальное положение
- Структура текста и роль читателя
- Внутри и снаружи текста. Опыты Владимира Проппа и Джозефа Кэмбелла
- Между текстами. Юлия Кристева и понятие интертекстуальности. Повседневность как текст. Жан Бодрийяр и «Система вещей».
- Юрий Лотман и понятие семиосферы. Семиосфера русской культуры.
- Премодерн, модерн и постмодерн как парадигмы интерпретации семиозиса. Символ в традиционной культуре. Аристотель, Августин Блаженный
- Символ в культуре модерна. Символизм, формализм и структурная лингвистика. Фердинанд де Соссюр и Роман Якобсон. Архетипическая теория Юнга.
- Символ в культуре постмодерна. Лакан и французская семиологическая школа.
- Архетипическая теория и современный брендинг. Марк и Пирсон.
- Культура и семиотика: механизмы означивания в культурной среде. Борис Успенский.
- Структурализм и символическая антропология как методы работы с культурными текстами. Клод Леви-Стросс и Клиффорд Гирц.
- Метод дистанцирования. Рут Бенедикт. Семиосфера японской культуры. Семиосфера японской культуры. Репрезентация этоса культуры в артефактах (живопись, кино, дизайн).
- Советская повседневность и социалистическая мифология.
- Буржуазная мифология. Ролан Барт и концепция буржуазного мифа.
Элементы контроля
- Участие в дискуссии на семинаре или подготовка эссе – Блок 1
- Финальный групповой проект «Анализ семиотических систем массовой культуры»Для выполнения работы всем студентам необходимо разделиться на 4 группы. Каждая из групп выбирает одну из семиотических систем. Для каждой темы составлена подборка литературы, которая находится в приложении к заданию. В нее входят труды как отечественных, так и зарубежных авторов (на русском и английском языках). Необходимо: а) Ознакомиться со всеми источниками в подборке, проанализировать их - выделить особенности подхода каждого из авторов, суть их концепций, метод, которым они пользуются при анализе семиотической системы; б) Сравнить источники и подходы между собой и выделить общее в подходах в рамках исследования данной семиотической системы - что понимается под системой в конкретном случае (например, что есть такое система моды, как в ней формируются смыслы и как предлагается изучать материал), критически сопоставить источники друг с другом, поискать противоречия или спорные моменты, предложить идеи для их разрешения; в) Сформулировать на основе работ ключевые вопросы к исследуемому материалу - что в нем надо искать, каков критерий отбора материала для анализа, на что надо обращать внимание и что планируется узнать при анализе; г) Подоборать материал для анализа. Подборка материала (конкретные изображения, постановки, фотографии, здания или архитектурные ансамбли городов, фильмы, картины, коллекции или платья, модные показы и т.д.) должны быть оправданы - учитывается актуальность, разнообразие и значимость материала, широта и глубина подборки и т.д. д) На основе прочитанного проанализировать подобранный материал - провести семиотическое исследование, используя методологию семиотического анализа, учитывая специфику сферы и конкретных работ. Обращаем внимание на то, что при проведении анализа материала можно пользоваться дополнительными источниками (например, по методологии работы с материалом или методологии семанализа), которые мы брали ранее в рамках курса (структурализм, постструктурализм, психоаналитический метод, семанализ повседневности, интепретативная этнография, метод дистанцирования, метод наблюдения), либо не брали в принципе, но вы с ними знакомы (в том числе, можно привлекать «полевые данные» - опросы, интервью, контент-анализ и т.д. е) Подготовить презентацию на 20 минут (плюс 15-20 минут на обсуждение), в которой необходимо представить результаты проделанной работы. Для получения оценки за проект необходимо иметь не менее 1 тематического блока на финальной презентации, а также прислать распределение зон ответственности внутри проекта (кто что делал).
- Участие в дискуссии на семинаре или подготовка эссе – Блоки 2 и 3
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Участие в дискуссии на семинаре или подготовка эссе – Блок 1 + 0.3 * Участие в дискуссии на семинаре или подготовка эссе – Блоки 2 и 3 + 0.4 * Финальный групповой проект «Анализ семиотических систем массовой культуры»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Левин, Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика : сборник научных трудов / Ю. И. Левин. — Москва : Языки славянских культур, 1998. — 824 с. — ISBN 5-7859-0043-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137039 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Махлина, С. Т. Семиотика культуры повседневности : учебник для вузов / С. Т. Махлина. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13763-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496637 (дата обращения: 27.08.2024).
- Семиотика культуры и искусства : монография / В. П. Гриценко, Т. Ю. Данильченко, В. Б. Храмов [и др.] ; под ред. В. П. Гриценко. — Москва : Русайнс, 2018. — 247 с. — ISBN 978-5-4365-2327-9. — URL: https://book.ru/book/929719 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Семиотика культуры и искусства : монография / В. П. Гриценко, Т. Ю. Данильченко, В. Б. Храмов [и др.] ; под ред. В. П. Гриценко. — Москва : Русайнс, 2020. — 247 с. — ISBN 978-5-4365-2327-9. — URL: https://book.ru/book/934922 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Современная семиотика и гуманитарные науки : материалы конференции / ответственный реднактор В. В. Иванов. — Москва : Языки славянских культур, 2010. — 384 с. — ISBN 978-5-9551-0449-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137294 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Избранные труды. Т.1: Семиотика истории. Семиотика культуры, Успенский, Б. А., 1994