Бакалавриат
2024/2025
Восточная философия
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Канаева Наталия Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по выбору, с целью привлечения внимания студентов к специализации в изучении языков, истории, искусства, философии и культур Индии и Китая. Изучение двух традиций философствования является лучшим средством для понимания самобытности названных культур, поскольку всякая философия объясняет главные смыслы своей культуры. В начале курса вводится и объясняется терминологический аппарат современной философии, определяются ее назначение и влияние на практическую жизнь. Затем на основе современных методологических подходов представляется содержание мировоззренческих учений, сформировавшихся в Древней и Средневековой Индии и определивших специфику индийской философской традиции до XIX века. Поясняется, что отличает «видение» (даршана) от «любви к мудрости» (философии). Движение философской мысли связывается с изменением исторических ландшафтов от арийских республик к неарийским монархическим государствам, с дрейфом религиозного мировоззрения от ведийской религии к брахманизму и индуизму, с практикой публичных диспутов и с появлением традиционных наук (видья, шастра). Каркас индологической части курса строится на рассмотрении девяти главных направлений индийской философской мысли: чарвака-локаятика, джайнизм, буддизм, вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса и веданта. Главное внимание уделяется наиболее влиятельным на сегодняшний день системам – буддизму и веданте. Хронологический охват синологической части – VIII в. до н. э. – IX в. н. э. В ходе курса студенты получат представление о родовых характеристиках китайской философии, о разных подходах к ее периодизации и о предпосылках ее появления. Предполагается последовательное обсуждение периода «ста школ», формативного для китайской классической философии, становления ее системы категорий и некоторых проблем методологии китайской мысли. Будут кратко рассмотрены трансформации конфуцианства на пути от одного из многочисленных течений мысли до государственной идеологии. Последние занятия будут посвящены изучению философии даосизма в ее историческом развитии и ее взаимодействию с конфуцианством, а после начала новой эры – и с философско-религиозными доктринами буддизма.
Цель освоения дисциплины
- Cоздание целостного представления об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития.
- Познакомить студентов с основными концепциями и персоналиями китайской древней и раннесредневековой философии, а также с взаимосвязями между различными философскими направлениями в китайской традиции.
Планируемые результаты обучения
- Студент анализирует сходства и различия между индийской и западной философскими традициями на основе важнейших текстов. Описывает и объясняет смыслы индийских концепций, проводя параллели между индийскими и западными философскими терминами.
- Студент воспроизводит метафизические схемы первых философов шраманов: адживиков, чарваков-локаятиков и Арады Каламы; сравнивает названные схемы с картинами мира первых греческих философов; оценивает заложенные в учениях первых философов тенденции развития философской мысли Индии, удельный вес в них критического мышления и веры в метафизические первоначала и принципы.
- Воспроизводит основные идеи мимансы и веданты, анализирует их сходства и различия в проблемных областях; анализирует сходства и различия в индийских систем миманса и веданта со средневековыми западными философскими концепциями Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского
- Применяет философский аппарат для проведения параллелей между ортодоксальными (астика) и неортодоксальными (настика) системами индийской мысли. Анализирует концептуальные каркасы философий джайнизма и буддизма для установления их сходств и различий. Объясняет причинно-следственные связи между культурным контекстом формирования учений и их содержанием.
- Умеет применять средства философского анализа для концептуальных каркасов систем вайшешики и ньяи. Объясняет причины их сходств и различий, специфику индийского дуализма в сравнении с европейскими дуалистическими учениями. Интерпретирует силлогизм ньяи средствами языка западной логики предикатов. Объясняет кардинальные различия между эпистемологией ньяи и Аристотеля.
- Воспроизводит учения санкхьи и йоги об устройстве мира и природе человека. Оценивает наличные сходства и различия в картинах мира санкхьи и йоги. Иллюстрирует отличия санкхьи и йоги от вайшешики и ньяи на примере базовых текстов перечисленных систем. Объясняет принципы психопрактик йоги: какова их цель, последовательность, результат. Прослеживает сходства и различия в древних и современных практиках йоги.
- воспроизводит основные персоналии и тексты древней и раннесредневековой китайской философии
- интерпретирует особенности китайского предфилософского мышления и его связи с историко-культурным контекстом
- находит и определяет основные понятия в коротких фрагментах историко-философских памятников
- интерпретируют связь между предпосылками становления философского знания в Древнем Китае и содержаниями философских концепций, их проблематикой
- интерпретировать характеристики всех школ китайской классической философии
- Применяет знания о концепциях философских школ для объяснения их влиянии на раннеимперскую идеологию
- знает основные персоналии и тексты древней и раннесредневековой философии; применяет эти знания для формулировки общей характеристики философских памятников раннего даосизма
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Особенности индийской философской традиции. Дофилософия и предфилософия Индии.
- Тема 2. Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики.
- Тема 3. Джайнский субстанциализм против буддийского антисубстанциализма
- Тема 4. Дуализм брахманистских мировоззренческих систем: вайшешики и ньяи.
- Тема 5. Основные идеи санкхьи и йоги
- Тема 6. Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
- Тема 7. Китайская философская традиция: особенности, периодизация, зарождение
- Тема 8. Эпоха "ста школ"
- Тема 9. Идеология империи в связи с философскими традициями
- Тема 10. От Конфуция к раннесредневековому конфуцианству
- Тема 11. Классический даосизм
Элементы контроля
- Контроль посещаемостиПосещение всех занятий дает 2 балла рейтинговой оценки, за каждое пропущенное занятие (лекцию или семинар) снимается 0.13 балла
- Подготовленные выступления на семинареКачество выступления оценивается по десятибалльной шкале и по следующим необходимым элементам: 1. Контекст темы сообщения (проблема, исторический период, интересные факты биографии автора текста и т.п.) – 1 балл; 2. Подготовленность сообщения (осознанность) – 3 балла; 3. Ясность и последовательность изложения – 3 балла; 4. Ответ на поставленный вопрос в плане семинара – 3 балла.
- Дискуссионная активность на семинареЗа активность на лекциях и семинарах (уточняющие вопросы, дополнения выступлений, обсуждения выступлений и т.п.) можно заработать 2 балла рейтинговой оценки за модуль.
- ТестированиеОценка за тест выставляется в десятибалльной шкале; каждый полный правильный ответ на вопрос дает 0,5 балла
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Дискуссионная активность на семинаре + 0.1 * Дискуссионная активность на семинаре + 0.1 * Контроль посещаемости + 0.1 * Контроль посещаемости + 0.2 * Подготовленные выступления на семинаре + 0.2 * Подготовленные выступления на семинаре + 0.1 * Тестирование + 0.1 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 2992 - Б.Айенгар - Сердце Йога-сутр - 9785961437492 - Альпина нон-фикшн - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/2992
- Alpina - 70 - Б.Айенгар - Йога-сутры Патанджали. Прояснение - 9785961429534 - Альпина нон-фикшн - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/70
- Альбедиль, М. Ф. Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474442 (дата обращения: 27.08.2024).
- Дао дэ цзин; Суждения и беседы Конфуция; Чжуан-цзы, , 2023
- Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати, 400 с., , 2005
- Древнекитайская философия : курс лекций, Рыков, С. Ю., 2012
- Древнекитайская философия. Т.1: ., , 1972
- Древнекитайская философия. Т.2: ., , 1973
- Индийская философия : энциклопедия, , 2009
- Индийская философия древности и средневековья : учеб. пособие, Канаева, Н. А., 2008
- Китайская философия : энцикл. словарь, , 1994
- Конфуцианство. "Лунь юй". Т.1: ., Мартынов, А. С., 2001
- Конфуцианство. "Лунь юй". Т.2: ., Мартынов, А. С., 2001
- Лунь юй: суждения и беседы, Конфуций, 2019
- Пишель, Р. Будда, его жизнь и учение / Р. Пишель ; под редакцией Д. Н. Анучина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 139 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11819-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446192 (дата обращения: 27.08.2024).
- Радхакришнан, С. Индийская философия / С. Радхакришнан. — Москва : Академический Проект, 2020. — 1007 с. — ISBN 978-5-8291-3235-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132931 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Учение Кундакунды в философско - религиозной традиции джайнизма, Железнова, Н. А., 2005
- Хрестоматия по истории философии. Ч.1: Древнеиндийская философия; Древнекитайская философия; Античная философия; Средневековая философия..., Башкалова, В. А., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 11669 - Б.Айенгар - Йога Дипика: Прояснение йоги - 9785961446340 - Альпина нон-фикшн - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/11669
- Alpina - 11732 - Б.Айенгар - Свет жизни: йога - 9785961446609 - Альпина нон-фикшн - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/11732
- Альбедиль, М. Ф. Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442147 (дата обращения: 28.08.2023).
- Индийская философия, Радхакришнан, С., 2008
- Индийская философия, Чаттерджи, С., 2013
- История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для вузов / И. Н. Яблоков [и др.] ; ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03798-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470742 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ольденбург, С. С. Конфуций. Будда Шакьямуни / С. С. Ольденбург. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 141 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06361-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455313 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ольденбург, С. С. Конфуций. Будда Шакьямуни / С. С. Ольденбург. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 141 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06361-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474236 (дата обращения: 27.08.2024).
- Учение Ван Янмина и классическая китайская философия, Кобзев, А. И., 1983
- Элиаде, М. Йога: бессмертие и свобода / М. Элиаде , перевод с английского С. В. Пахомова. — Москва : Академический Проект, 2019. — 427 с. — ISBN 978-5-8291-2392-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133283 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.