Бакалавриат
2024/2025



Научно-исследовательский семинар "Анализ текста"
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Основная задача научно-исследовательского семинара – знакомство студентов с авторитетными и актуальными подходами к анализу, комментированию и интерпретации коротких стихотворных, прозаических и переводных текстов XVIII–XX вв., рассмотрение ряда показательных кейсов, а также выработка и закрепление профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы. Дисциплина относится к циклу/блоку дисциплин Б.ПД «Практики, проектная и/или научно-исследовательская работа». Курс способствует формированию универсальных (УК-2 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области; УК 5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач) и профессиональных (ПК 6 Способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; ПК 9 Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами) компетенций
Цель освоения дисциплины
- выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и усвоение ими основных понятий исторической социолингвистики;
- формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.;
- усвоение студентами основных принципов филологического анализа древнего текста и овладение инструментарием современной лингвистики в приложении к древнерусским памятникам различных жанров;
- развитие у студентов кросскультурного исследования древнерусских источников в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими;
- ознакомление студентов с лингвистическими, филологическими и историческими нормами публикации средневековых письменных источников, принятых в отечественной и зарубежной эдиционной практике;
- приобретение студентами навыками самостоятельной подготовки публикации и написания комментария к рукописному древнерусскому тексту.
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые положения рецептивной эстетики, принципы изучения литературных репутаций
- Владеет базовыми навыками количественного анализа текста Имеет навыки реферирования научных статей
- Владеет первичными навыками самостоятельного научного исследования; Умеет создавать научный текст на выбранную тему
- Знает основные принципы историко-литературного комментария Имеет навыки реферирования научных комментаторских работ
- Имеет навыки библиографического поиска; Знает основные отечественные и зарубежные базы данных и электронные библиотеки по истории русской литературы
- Владеет навыками контекстного анализа лексики
- Выполнает пробный перевод древнерусского текста 14-15 в.
- Имеет навыка вычисления и анализа фольклорных элементов в древнерусских текстах разных жанров: летопись, житие, берестяная грамот
- Имеет навыки сопоставления апокрифических текстов, порожденных в разных частях средневековой христианской ойкумены
- Имеет нвык композиционного и стилистического анализа агиографического текста
- Имеет опыт составления разных типов комментария к небольшому фрагменту летописного текста.
- Может самостоятельно составить проект словарной статьи
- Обладает навыком извлечения исторической информации из агиографического сочинения
- Ознакомлен с методами дешифровки и комментирования древнерусского эпиграфического источника
- Сопоставляет житийного и историографического источника
- Умеет критически сопоставлять и компилировать словарные данные
Содержание учебной дисциплины
- Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста.
- Точные методы в применении к истории русской литературы и культуры. Основы стиховедения.
- Рецептивная эстетика и история чтения.
- Основные библиографические ресурсы по истории русской классической литературы. Библиотеки, архивы, каталоги, базы данных
- Принципы индивидуальной научной работы
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Выступление на семинаре с докладом по теме курсовой
- Обоснование курсовой работы