Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Анализ текста"

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Основная задача научно-исследовательского семинара – знакомство студентов с авторитетными и актуальными подходами к анализу, комментированию и интерпретации коротких стихотворных, прозаических и переводных текстов XVIII–XX вв., рассмотрение ряда показательных кейсов, а также выработка и закрепление профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы. Дисциплина относится к циклу/блоку дисциплин Б.ПД «Практики, проектная и/или научно-исследовательская работа». Курс способствует формированию универсальных (УК-2 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области; УК 5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач) и профессиональных (ПК 6 Способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; ПК 9 Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами) компетенций
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и усвоение ими основных понятий исторической социолингвистики;
  • формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.;
  • усвоение студентами основных принципов филологического анализа древнего текста и овладение инструментарием современной лингвистики в приложении к древнерусским памятникам различных жанров;
  • развитие у студентов кросскультурного исследования древнерусских источников в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими;
  • ознакомление студентов с лингвистическими, филологическими и историческими нормами публикации средневековых письменных источников, принятых в отечественной и зарубежной эдиционной практике;
  • приобретение студентами навыками самостоятельной подготовки публикации и написания комментария к рукописному древнерусскому тексту.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые положения рецептивной эстетики, принципы изучения литературных репутаций
  • Владеет базовыми навыками количественного анализа текста Имеет навыки реферирования научных статей
  • Владеет первичными навыками самостоятельного научного исследования; Умеет создавать научный текст на выбранную тему
  • Знает основные принципы историко-литературного комментария Имеет навыки реферирования научных комментаторских работ
  • Имеет навыки библиографического поиска; Знает основные отечественные и зарубежные базы данных и электронные библиотеки по истории русской литературы
  • Владеет навыками контекстного анализа лексики
  • Выполнает пробный перевод древнерусского текста 14-15 в.
  • Имеет навыка вычисления и анализа фольклорных элементов в древнерусских текстах разных жанров: летопись, житие, берестяная грамот
  • Имеет навыки сопоставления апокрифических текстов, порожденных в разных частях средневековой христианской ойкумены
  • Имеет нвык композиционного и стилистического анализа агиографического текста
  • Имеет опыт составления разных типов комментария к небольшому фрагменту летописного текста.
  • Может самостоятельно составить проект словарной статьи
  • Обладает навыком извлечения исторической информации из агиографического сочинения
  • Ознакомлен с методами дешифровки и комментирования древнерусского эпиграфического источника
  • Сопоставляет житийного и историографического источника
  • Умеет критически сопоставлять и компилировать словарные данные
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста.
  • Точные методы в применении к истории русской литературы и культуры. Основы стиховедения.
  • Рецептивная эстетика и история чтения.
  • Основные библиографические ресурсы по истории русской классической литературы. Библиотеки, архивы, каталоги, базы данных
  • Принципы индивидуальной научной работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Выступление на семинаре с докладом по теме курсовой
  • неблокирующий Обоснование курсовой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Выступление на семинаре с докладом по теме курсовой + 0.2 * Обоснование курсовой работы

Авторы

  • Поливанов Константин Михайлович
  • Луговская Дарья Алексеевна
  • Гуревич Каролина Игоревна
  • Бендерский Илья Игоревич
  • Глебова Дарья Сергеевна
  • Зубков Кирилл Юрьевич
  • Тренихина Мария Павловна