• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Микроэкономика

Статус: Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Микроэкономика» относится к дисциплинам профессионального цикла и является базовой. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Макроэкономика • Теория организаций • Экономика общественного сектора • Институциональная экономика • Экономическая социология • Экономика города • Экономика труда • Региональная экономика • Социальная политика • Административные рынки Программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала на основе лекций, базового учебника и дополнительной литературы, тщательная подготовка к семинарским занятиям и выполнение текущих заданий преподавателя. Курс «Микроэкономика-1» научит студентов: • применять методы микроэкономического анализа, обрабатывать их результаты; • выявлять социально-экономические последствия принятых решений на уровне предприятий и организаций; • разрабатывать стратегии организаций на основе методов микроэкономического анализа; • обосновывать варианты управленческих решений на основе микроэкономических подходов. Курс «Микроэкономика-2» углубляет и расширяет представления студентов о принципах микроэкономического анализа, полученных в рамках вводного курса по экономической теории. Расширение знаний студентов идет по следующим направлениям: • вводятся новые концепции, ранее студентами не изучаемые (например, анализ рынка капитальных активов, ценовая дискриминация, исследование равновесных состояний потребителя с учетом эффектов дохода и замещения, проблемы отраслей с информационной асимметрией; выбор в условиях неопределенности и риска); • вводятся дополнительные модели оценки поведения экономических агентов и политики государства на различных рынках для тех случаев, которые ранее были изучены студентами в первом приближении (эквивалентная и компенсирующая вариации дохода потребителя, барьеры входа и т.д.) • вводятся качественно новые модели поведения экономических агентов (например, формирование предложения труда, поведение фирмы-монополистического конкурента; общее равновесие для потребителя и для производителя). В 4 модуле 2019/2020 года дисциплина реализуется в онлайн формате на платформе ZOOM и через Youtube.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения первого раздела учебной дисциплины «Микроэкономика» (Микроэкономика-1) является подготовка студентов, владеющих основными подходами в микроэкономике, знающих теоретические и методологические принципы микроэкономического анализа; умеющих применять методы и инструменты микроэкономического анализа для выполнения профессиональных функций, связанных с научно-исследовательской и аналитической, организационно-управленческой, проектной деятельностью в государственных и муниципальных органах власти и управления, в организациях государственного сектора экономики, включая бюджетные организации, в научно-исследовательских, образовательных, иных коммерческих и некоммерческих организациях. Целью освоения второго раздела дисциплины (Микроэкономика-2) являются: углубление и расширение знаний фундаментальных основ микроэкономики и целостного системного представления о принципах функционирования экономики, поведении крупнейших агентов экономики (потребителей и фирм) и основных направлениях микроэкономической политики государства; получение более детального представления о разнообразных микроэкономических концепциях и моделях; овладение более глубоким и разносторонним аналитическим аппаратом исследования микроэкономических проблем; углубление навыков решения количественных задач; расширение представления о современных направлениях развития микроэкономики и новых областях ее применения (таких, как рынки с асимметричной информацией, конкурентная политика государства, выбор потребителя и фирмы в условиях неопределенности и риска); формирование экономического мышления и умения анализировать содержание микроэкономической политики правительства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует развитие микроэкономического рынка с учетом X-неэффективности и оценивает перспективы интеграции.
  • Выбирает оптимальную форму контракта на микроэкономическом рынке труда.
  • Выбирает оптимальные методы государственного регулирования (включая налоговое, тарифное, лицензионное регулирование и госзакупки).
  • Выбирает оптимальные методы интернализации внешних эффектов.
  • Выбирает оптимальные методы устранения государством асимметрии информации на микроэкономических рынках.
  • Выбирает оптимальные объемы и способы производства общественных благ, а также подходы к его финансированию.
  • Выводит функцию прибыли фирмы с учетом производственных и непроизводственных издержек, налогов и других внешних факторов.
  • Выполняет комплексную оценку регулирующего воздействия на микроэкономическом уровне с точки зрения государства и общества.
  • Вычисляет динамические модели равновесия.
  • Вычисляет динамические модели хранения и амортизации благ.
  • Выявляет возможные стратегические ходы и оценивает их последствия (в том числе во взаимодействии фирмы и государства).
  • Выявляет и характеризует плановый и рыночный механизмы координации на микроэкономических рынках.
  • Выявляет и характеризует проблемы коллективного принятия решений в микроэкономической деятельности фирмы, домохозяйства и государства.
  • Выявляет и характеризует провалы рынка на микроэкономических рынках.
  • Знает основные подходы к изучению микроэкономики и современные микроэкономические теории, используемые для рассмотрения поведения основных экономических агентов
  • Имеет навыки для анализа проблем и процессов, характерных для экономики России на микроэкономическом уровне, самостоятельной работы с микроэкономическими данными и литературой.
  • Обладает глубоким пониманием микроэкономической логики, стоя-щей за убывающим характером индивидуальной кривой спроса для большинства благ; способен объяснять потенциального причины положительного наклона индивидуальной кривой спроса; понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • Обладает представлением о месте экономики среди общественных наук, а также об особенностях ее предмета и метода; понимает различия в предметах изучения микро- и макроэкономики; осознает значение и ограничения метода моделирования в анализе экономических явлений
  • Определяет оптимальный вариант выбора в задаче индивида.
  • Определяет оптимальный вариант выбора в задаче фирмы.
  • Определяет тип и характерные особенности экономического блага.
  • Оценивает влияние изменения подоходных налогов на спрос.
  • Оценивает влияние налогов на расходы (в т.ч. на роскошь) на спрос.
  • Оценивает излишки и выгоду производителя, излишки потребителя и выгоду собственников факторов производства.
  • Оценивает последствия государственного регулирования микроэкономических рынков (в т.ч. совершенноконкурентных) с точки зрения политики защиты конкуренции.
  • Оценивает последствия государственного регулирования микроэкономического рынка труда.
  • Оценивает последствия изменения страновых и рыночных рисков для финансового рынка, спроса и предложения.
  • Оценивает последствия работы профсоюзов на микроэкономическом рынке труда.
  • Оценивает последствия различных форм политики защиты конкуренции на не-совершенноконкурентных рынках.
  • Оценивает рыночную власть фирм.
  • Оценивает рыночные и трансакционные затраты и потери государственного регулирования.
  • Оценивает рыночный эффект государственного регулирования.
  • Понимает смысл понятия потребительского оптимума и может объяснять алгоритм его нахождения; способен применять математические методы для нахождения оптимума потребителя в сравнительно простых случаях двух благ.
  • Решает задачи государственного регулирования монополии и выбирает отпимальный подход к регулированию.
  • Решает задачи домохозяйства и фирмы с диктатором.
  • Решает задачу многозаводского монополиста.
  • Решает задачу многопродуктового монополиста.
  • Решает задачу работника и работодателя с учетом постоянной и переменной части заработной платы (агентское вознаграждение).
  • Решает задачу работодателя при выборе между внешним и внутренним наймом.
  • Решает задачу рентоориентированного поведения.
  • Решает задачу рынка с учетом налогов.
  • Решает задачу фирмы в долгосрочном периоде (в том числе с учетом НТП).
  • Решает задачу фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде с учетом налогов.
  • Решает задачу фирмы и рынка в условиях олигополии с различными сценариями и стратегиями конкуренции.
  • Решает задачу фирмы на рынке монополистической конкуренции.
  • Решает задачу фирмы-монополиста с учетом налогов и тарифного регулирования.
  • Решает задачу фирмы-монополиста с учетом ценовой дискриминации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и методы исследования в микроэкономике.
  • Основы спроса и предложения.
  • Теория потребительского выбора.
  • Индивидуальный и рыночный спрос
  • Теория производства
  • Издержки производства
  • Фирма на рынке совершенной конкуренции
  • Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции. Микроэкономические инструменты регулирования рынков
  • Основы теории благ, выбора и равновесия
  • Основы институциональной парадигмы в экономике
  • Плановый и рыночный механизмы координации; провалы рынка
  • Конкурентная фирма и ее регулирование/
  • Неконкурентная фирма и антимонопольная политика
  • Государство и государственная политика в общем равновесии
  • Регулирование рынков производственных и потребительских благ
  • Специфика регулирования рынка труда
  • Специфика регулирования доходов и финансовых рынков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольная работа по материалам 1 модуля.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Контрольная работа по материалам 2 модуля.
  • неблокирующий Домашние работы 1 модуля
    Задания для самостоятельного решения на дом по материалам 1 модуля.
  • неблокирующий Домашние работы 2 модуля
    Задания для самостоятельного решения на дом по материалам 2 модуля.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Результирующая оценка за курс «Микроэкономика-1», читаемый в 1-2 модулях рассчитывается по формуле: 1/10×[0,15×Од.р.1+0,15×Од.р.2+ 0,35× Ок.р.1+ 0,35×Ок.р.2+7xЭксп] где Од.р. 1= среднее арифметическое баллов за домашние работы 1 модуля. Максимальный балл =100. Од.р. 2= среднее арифметическое баллов за домашние работы 2 модуля. Максимальный балл =100. Ок.р. 1 = баллы за контрольную работу в конце 1 модуля продолжительностью 80 мин. Максимальный балл =100. Ок.р. 2 = баллы за контрольную работу в конце 2 модуля продолжительностью 80 мин. Максимальный балл =100. Эксп. = 1 за участие хотя бы в одном экономическом эксперименте лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики. Без участия Эксп. = 0. Больше 80 баллов за контрольные или домашние работы можно получить, выполнив задание повышенной сложности.
  • 2024/2025 4th module
    -
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2012
  • Микроэкономика. Практикум : учеб. пособие для бакалавров, Розанова, Н. М., 2014
  • Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика : учеб. пособие / под общ. ред. И.Д. Тургель. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 223 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a16de4b7a64c4.04606576. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914082

Авторы

  • Тетерятникова Мария -
  • Каменев Иван Георгиевич