• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Микроэкономика

Статус: Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Микроэкономика» посвящена изучению основных понятий и концепций современной микроэкономики, а также базовых инструментов микроэкономического анализа. Студенты, изучившие дисциплину, ознакомятся с наиболее важными моделями и теориями микроэкономики – такими, как теория потребительского поведения, теория фирмы, модели совершенной конкуренции, совершенной монополии, монополистической конкуренции и олигополии, особенности функционирования рынков факторов производства и понятие «провалов» рынка. По результатам освоения дисциплины студенты смогут применять основные инструменты микроэкономического анализа к решениям потребителей и фирм, а также на рынках труда и капитала. Дисциплина предусматривает 3 самостоятельных работы, 2 контрольных работы и 15 домашних заданий, состоящих из расчетных задач, а также тестовых и аналитических заданий. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студен-ты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • иметь представление о предмете экономической теории и о принципах ее разделения на микро- и макроэкономику; • владеть понятиями и инструментарием анализа потребительского поведения; • уметь анализировать рыночное поведение фирм в зависимости от типа рыночной структуры, в условиях которых происходит их функционирование; • понимать механизм взаимодействия спроса и предложения на различных рынках; понятие, причины формирования и способы минимизации «провалов» рынка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономика» является овладение студентами клю-чевыми концепциями экономического анализа и, в частности, микроэкономики. Понимание основ изучения экономических систем и явлений, а также закономерностей принятия решений экономическими агентами позволит сформировать профессиональные компетенции и навыки социолога, станет надежной теоретической основой понимания экономических механизмов функционирования социальной сферы общества, социально-экономического поведения домохозяйств, фирм и государства, целей и инструментов реализации экономической политики. Задачи курса заключаются в том, чтобы: • познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, теоре-тическими и методологическими принципами экономического анализа; • изучить основные модели экономического поведения домашних хозяйств и фирм; • сформировать представление об особенностях функционирования рыночной экономики, «провалах» рынка и роли государства в регулировании экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает представлением о месте экономики среди общественных наук, а также об особенностях ее предмета и метода; понимает различия в предметах изучения микро- и макроэкономики; осознает значение и ограничения метода моделирования в анализе экономических явлений.
  • Владеет ключевыми понятиями теории потребительского поведения: потребностей, предпочтений, полезности и бюджета; способен характеризовать основные постулаты кардиналистской и ординалистской теорий потребительского поведения; понимает смысл главных аксиом потребительского поведения; умеет использовать графическое представление функций полезности для характеристики предпочтений индивида;
  • Владеет основными понятиями теории фирмы – в частности, понятиями предприятия, производственной функции, совокупного, среднего и предельного продукта, изокванты, предельной нормы технического замещения, эффекта масштаба; понимает основания для разграничения понятий кратко-и долгосрочного периодов в микроэкономике; способен объяснять логику закона убывающего предельного продукта фактора.
  • Знает содержание понятий издержек (бухгалтерских, альтернативных и экономических; переменных, постоянных и совокупных; средних, предельных и совокупных), амортизации, изокосты, краткосрочного и долгосрочного оптимумов производителя, выручки и прибыли; умеет использовать графические и алгебраические средства для нахождения оптимума производителя.
  • Имеет представление о предмете и методе теории игр, владеет основной терминологией теории игр; способен применять инструменты теории игр для анализа простых ситуаций стратегического взаимодействия в экономике; обладает знаниями о содержании моделей Курно, Штакельберга и Бертрана; умеет характеризовать особенности рыночного поведения олигополистов с точки зрения теории игр и микроэкономики.
  • Обладает глубоким пониманием микроэкономической логики, стоящей за убывающим характером индивидуальной кривой спроса для большинства благ; способен объяснять потенциального причины положительного наклона индивидуальной кривой спроса; понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • Понимает основания для разграничения различных видов рыночных структур; осознает отличия совершенное конкурентных рынков от других типов рыночных структур; владеет базовой методологией анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в кратко- и долгосрочном периодах.
  • Понимает преимущества и ограничения рынков с точки зрения достижения максимально эффективного распределения ресурсов; умеет объяснять существо проблемы принципала-агента, знает содержание понятий «скрытый тип» и «скрытое действие»; осознает разницу между частными и общественными благами и способен объяснять виды и причины возникновения внешних эффектов, а также основных способов минимизации их негативного влияния на рыночную эффективность.
  • Понимает смысл понятия потребительского оптимума и может объяснять алгоритм его нахождения; способен применять математические методы для нахождения оптимума потребителя в сравнительно простых случаях двух благ; владеет понятиями предельной полезности и предельной нормы технического замещения
  • Понимает содержание понятия «рынок монополистической конкуренции» и его связь с другими типами рыночных структур; способен применять методы графического и алгебраического анализа поведения фирм на рынках монополистической конкуренции.
  • Способен давать характеристику монопольных рынков; умеет находить оптимум предприятия, функционирующего в условиях монополии; знает содержание понятия ценовой дифференциации и ее различные виды.
  • Способен рассчитывать величины среднего и предельного продуктов факторов производства; понимает факторы спроса и предложения на рынках факторов производства и ключевые отличительные особенности функционирования этих рынков; умеет объяснять логику, стоящую за кривыми спроса и предложения на рынках труда и капитала.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая теория как наука: предмет и методы исследования
  • Предпочтения, полезность и бюджет потребителя
  • Анализ потребительского поведения
  • Спрос, предложение и их взаимодействие
  • Микроэкономическая модель предприятия
  • Затраты, результаты производства и прибыль
  • Рынок совершенной конкуренции
  • Монопольный рынок. Рыночная власть.
  • Рынок монополистической конкуренции
  • Олигополистический рынок.
  • Рынки факторов производства.
  • "Провалы" рынка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.21 * Контрольная работа 1 + 0.21 * Контрольная работа 2 + 0.09 * Самостоятельная работа 1 + 0.09 * Самостоятельная работа 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корнейчук, Б. В.  Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 305 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07542-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434414 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Theory and application of intermediate microeconomics, Nicholson, W., 2010
  • Ким, И. А.  Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01637-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432061 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2000

Авторы

  • Шеина Марина Витальевна
  • Мясников Александр Алексеевич