• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Арабский язык

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с арабским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, тренирует умения и формирует навыки чтения, письма, аудирования и говорения, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере фундаментальной лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка специалистов, владеющих арабским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство знакомства с письменными текстами на литературном арабском языке (классическая и современная литература, публицистика, СМИ);
  • формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с текстами, написанными на арабском языке;
  • подготовка студентов к участию в международных программах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть основами арабской грамматики и базовой лексикой, уметь спрягать глаголы в прошедшем времени. Владеть лексикой соответствующих тем.
  • Уметь образовывать и спрягать глаголы разных пород. Строить предложения с глагольными формами разных наклонений. Владеть лексикой соответствующих тем.
  • Уметь образовывать слова по разным словообразовательным моделям и строить сложные предложения. Владеть лексикой соответствующей тематики.
  • Уметь охарактеризовать арабский язык с точки зрения его типологических и социолингвистических особенностей, а также знать распространение и историю арабского языка
  • Уметь свободно читать и писать по-арабски
  • Уметь составлять словосочетания и предложения, спрягать глаголы в настоящем времени. Владеть лексикой соответствующих тем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие сведения об арабском языке
  • Фонетика и графика арабского языка
  • Грамматика и лексика, ч. 1
  • Грамматика и лексика, ч. 2
  • Грамматика и лексика, ч. 3
  • Грамматика и лексика, ч. 4
  • Грамматика и лексика, ч. 5
  • Грамматика и лексика, ч. 6
  • Грамматика и лексика, ч. 7
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашние работы представляют собой выполнение задач из базового учебника или задач, подготовленных преподавателем, и сдачу выполненных заданий на проверку в письменной форме в установленный срок.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Заучивание наизусть лексики, обсуждавшейся на предшествующих занятиях. Проведение контроля предполагает запись студентом переводов лексических единиц с русского языка на арабский.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа на 2 акад. часа, включающая воспроизведение изученного грамматического материала путём заполнения парадигм и переводов предложенных предложений с русского на арабский и с арабского на русский.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен носит устный характер и состоит из практической и теоретической частей. В практической части экзамена студенту предлагается прочесть и перевести фрагмент текста. При подготовке перевода студент может пользоваться любыми доступными ему лексикографическими пособиями. Проверяется способность студента прокомментировать по запросу преподавателя отраженные в тексте языковые явления из числа изученных на занятиях. Теоретическая часть экзамена предполагает развернутый ответ (1-2 мин.) на два вопроса по изученной грамматике. Студент приглашается к ответу без специальной предварительной подготовки. Список предложенных к экзамену грамматических вопросов оглашается в предсессионную неделю. Темы грамматических вопросов определяются объёмом пройденного материала.
  • неблокирующий Аудиторные работы
    Аудиторные работы предполагают письменный перевод на арабский язык словосочетаний и предложений, составленных из лексических элементов, изученных в ходе курса. Аудиторные работы сдаются сразу после выполнения.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Элемент контроля проводится со 2 по 4 модуль. Домашние работы представляют собой выполнение задач из базового учебника или задач, подготовленных преподавателем, и сдачу выполненных заданий на проверку в письменной форме в установленный срок.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Проводится со 2 по 4 модуль. Элемент контроля представляет собой заучивание наизусть лексики, обсуждавшейся на предшествующих занятиях. Проведение контроля предполагает запись студентом переводов лексических единиц с русского языка на арабский.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа на 2 акад. часа, которая может включать воспроизведение изученного грамматического и лексического материала путём заполнения парадигм (в арабской графике), перевода предложений с арабского языка на русский, перевода предложений с русского языка на арабский, постановки огласовок в отрывке текста, поиска грамматических ошибок в тексте, в котором присутствует неизученная лексика. Последний тип заданий проверяет понимание грамматической структуры текста без опоры на известную лексику.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен носит устный характер и состоит из практической и теоретической частей. В практической части экзамена студенту предлагается прочесть и перевести фрагмент текста. При подготовке перевода студент может пользоваться любыми доступными ему лексикографическими пособиями. Проверяется способность студента прокомментировать по запросу преподавателя отраженные в тексте языковые явления из числа изученных на занятиях. Теоретическая часть экзамена предполагает развернутый ответ (1-2 мин.) на два вопроса по изученной грамматике. Студент приглашается к ответу без специальной предварительной подготовки. Список предложенных к экзамену грамматических вопросов оглашается в предсессионную неделю. Темы грамматических вопросов определяются объёмом пройденного материала.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашние работы представляют собой выполнение задач из базового учебника или задач, подготовленных преподавателем, и сдачу выполненных заданий на проверку в письменной форме в установленный срок.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Элемент контроля представляет собой заучивание наизусть лексики, обсуждавшейся на предшествующих занятиях. Проведение контроля предполагает запись студентом переводов лексических единиц с русского языка на арабский.
  • неблокирующий Контрольная работа
    В качестве контрольной предлагается перевода словосочетаний и предложений с русского языка на арабский. Продолжительность контрольной работы – до 80 минут (2 ак. часов).
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен носит устный характер и состоит из практической и теоретической частей. В практической части экзамена студенту предлагается прочесть и перевести фрагмент текста. При подготовке перевода студент может пользоваться любыми доступными ему лексикографическими пособиями. Проверяется способность студента прокомментировать по запросу преподавателя отраженные в тексте языковые явления из числа изученных на занятиях. Теоретическая часть экзамена предполагает развернутый ответ (1-2 мин.) на два вопроса по изученной грамматике. Студент приглашается к ответу без специальной предварительной подготовки. Список предложенных к экзамену грамматических вопросов оглашается в предсессионную неделю. Темы грамматических вопросов определяются объёмом пройденного материала.
  • неблокирующий Аудиторные работы
    Аудиторные работы могут включать перевод на арабский язык словосочетаний и предложений, составление текстов небольшого объёма в пределах изученных тем, прослушивание и обсуждение аудиозаписей на арабском языке и т.д. Аудиторные работы сдаются сразу после выполнения.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Элемент контроля проводится со 2 по 4 модуль. Домашние работы представляют собой выполнение задач из базового учебника или задач, подготовленных преподавателем, и сдачу выполненных заданий на проверку в письменной форме в установленный срок.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Элемент контроля представляет собой заучивание наизусть лексики, обсуждавшейся на предшествующих занятиях. Проведение контроля предполагает запись студентом переводов лексических единиц с русского языка на арабский.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Задания контрольной работы могут включать в себя перевода словосочетаний и предложений с русского языка на арабский, чтение студентом адаптированного арабского текста и подготовки письменных ответов на вопросы на арабском языке, подготовку краткого изложения содержания арабского текста. Продолжительность контрольной работы – до 80 минут (2 ак. часов).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из двух частей. В первой части студенту предлагается подготовить краткий (2–3 минуты) монолог на одну из предложенных тем в рамках набора тем, обсуждавшихся на занятиях, с использованием любого доступного ему материала. После представления монолога экзаменационной комиссии студенту задаются вопросы по подготовленной им теме. Во второй части экзамена студенту предлагается без предварительной подготовки прочитать и перевести фрагмент текста. Экзаминационный билет содержит, помимо текста, подготовленный преподавателем глоссарий, в котором содержатся переводы еще не изученных в течение курса слов и идиоматических выражений. Проверяется способность студента прокомментировать по запросу преподавателя отраженные в тексте языковые явления из числа изученных на занятиях
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашние работы представляют собой выполнение задач из базового учебника или задач, подготовленных преподавателем, и сдачу выполненных заданий на проверку в письменной форме в установленный срок.
  • неблокирующий Аудиторные работы
    Аудиторные работы могут включать перевод на арабский язык словосочетаний и предложений, составление текстов небольшого объёма в пределах изученных тем, прослушивание и обсуждение аудиозаписей на арабском языке и т.д. Аудиторные работы сдаются сразу после выполнения.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Задания контрольной работы могут включать в себя перевода словосочетаний и предложений с русского языка на арабский, чтение студентом адаптированного арабского текста и подготовки письменных ответов на вопросы на арабском языке, подготовку краткого изложения содержания арабского текста. Продолжительность контрольной работы – до 80 минут (2 ак. часов).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен носит устный характер и состоит из двух частей. В первой части экзамена студенту предлагается прочесть и перевести фрагмент текста. При подготовке перевода студент может пользоваться любыми доступными ему лексикографическими пособиями. Проверяется способность студента прокомментировать по запросу преподавателя отраженные в тексте языковые явления из числа изученных на занятиях. Во второй части экзамена студенту предлагается продемонстрировать свое умение без подготовки отвечать на вопросы преподавателя, используя лексику, изученную в ходе курса.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашние работы представляют собой выполнение задач из базового учебника или задач, подготовленных преподавателем, и сдачу выполненных заданий на проверку в письменной форме в установленный срок. Основной упор делается на домашние задания по подготовке транскрипции и перевода отрывков видеоматериалов на арабском языке, посвящённых различной тематике.
  • неблокирующий Аудиторные работы
    Аудиторные работы могут включать перевод на арабский язык словосочетаний и предложений, составление текстов небольшого объёма в пределах изученных тем, прослушивание и обсуждение аудиозаписей на арабском языке и т.д. Аудиторные работы сдаются сразу после выполнения.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация должна включать в себя подготовленный заранее текст и электронную презентацию с текстовыми слайдами. Защита презентации проходит оффлайн перед аудиторией, включающей преподавателя и слушателей курса. В ходе защиты презентации студент может опираться на информацию, представленную на слайдах, но презентация не должна представлять собой последовательное чтение текста со слайдов. После выступления студент отвечает на вопросы преподавателя или студентов из аудитории по теме презентации. Правила защиты: защита осуществляется на одном из занятий в рамках 3-го или 4-го модуля 2026/2027 учебного года по договорённости с преподавателем. Презентация студента не должна превышать 7–10 минут, после чего 5 минут отводится на вопросы из аудитории.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Задания контрольной работы могут включать в себя перевода словосочетаний и предложений с русского языка на арабский, чтение студентом адаптированного арабского текста и подготовки письменных ответов на вопросы на арабском языке, подготовку краткого изложения содержания арабского текста. Продолжительность контрольной работы – до 80 минут (2 ак. часов).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из двух частей. Первая часть экзамена предполагает прослушивание студентом видеозаписи на арабском языке с подготовкой устного изложения его содержания с использованием любых доступных студенту материалов. После изложения содержания видео студент получает дополнительные вопросы, на которые он должен ответить без подготовки. Во второй части экзамена студенту предлагается без предварительной подготовки прочитать и перевести фрагмент текста. Экзаминационный билет содержит, помимо текста, подготовленный преподавателем глоссарий, в котором содержатся переводы еще не изученных в течение курса слов и идиоматических выражений. Проверяется способность студента прокомментировать по запросу преподавателя отраженные в тексте языковые явления из числа изученных на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    Базовая формула оценки соответствует расчёту по формам контроля: 0,1 домашние работы + 0,2*лексические диктанты + 0,3*контрольная работа + 0,4*экзамен (в форме устного ответа)
  • 2024/2025 4th module
    Базовая формула оценки соответствует расчёту по формам контроля: 0,1*аудиторные работы + 0,15*лексические диктанты + 0,15*домашние работы + 0,2*контрольные работы + 0,4*экзамен
  • 2025/2026 1st module
    Базовая формула оценки соответствует расчёту по формам контроля: 0,1*лексические диктанты + 0,2*домашние работы + 0,3*контрольные работы + 0,4*экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0,2*аудиторные работы + 0,1*домашние работы + 0,1*лексические диктанты + 0,2*контрольные работы + 0,4*экзамен
  • 2026/2027 1st module
    Базовая формула оценки соответствует расчёту по формам контроля: 0,3*домашние работы + 0,1*аудиторные работы + 0,2*контрольные работы + 0,4*экзамен
  • 2026/2027 4th module
    0,1*домашние работы + 0,2*аудиторные работы + 0,15*презентация + 0,15*контрольные работы + 0,4*экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Учебник арабского языка + CD-ROM : для первого года обучения, Кузьмин, С. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Повседневный арабский язык. Лондонский курс + CD-ROM, , 2010

Авторы

  • Сомин Антон Александрович
  • Дьячкова Анна Евгеньевна