• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Цифровая грамотность

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Люди сталкиваются с большим количеством данных на работе и вне ее: например, смотрят прогнозируемое время в пути и выбирают, на каком виде транспорта поехать, анализируют цены на покупаемые товары, планируют даты ближайших мероприятий и т.д. Компании также оперируют большим количеством данных: они могут быть финансовыми (например, затраты или выручка) и нефинансовыми (например, уровень сервиса). Эти данные могут обсуждаться устно или обрабатываться «в уме», но гораздо чаще они каким-либо образом визуализируются и представляются так, чтобы с ними было удобно работать разным людям. Когда появляется необходимость представлять данные? Например, при подготовке отчетности, в презентациях по консалтинговому проекту, на совещаниях по изменению ассортимента компании, при принятии решений в области управления запасами, рисками, транспортировки, логистики складирования и т.д. От того, насколько корректно данные ищутся, обрабатываются, анализируются и визуализируются, часто зависит принятие решений в компании. Несмотря на развивающиеся процессы цифровизации, компании всех сфер бизнеса продолжают использовать кажущиеся базовыми инструменты (такие как Excel, Power Point и Word, Google документы) для решения большинства задач, связанных с работой с данными (касающейся как анализа, так и их представления), по причине их относительной простоты и удобства. Даже в случае использования более продвинутых технологий для этих задач, сотрудникам необходимо базовое понимание того, зачем нужна и как осуществляется работа с данными. Именно поэтому данный курс будет оставаться актуальным как на протяжении обучения, так и в процессе работы, вне зависимости от занимаемой позиции и сферы бизнеса. Курс является адаптацией общеуниверситетского курса "Цифровая грамотность"; специально для программы "Логистика и управления цепями поставок". Данный курс направлен на знакомство с базовыми принципами работы с данными. В частности, в курс включены такие темы, как: подготовка данных к обработке и анализу, работа с данными, агрегирование данных, визуализация с помощью графиков и инфографики, построение логичной структуры презентации для наиболее корректного представления результатов анализа, компьютерная грамотность и безопасность, основы медиакоммуникации, работа с поисковыми системами и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель нашего курса - дать студенту целостное представление о способах поиска информации и данных, простейшем анализе разных видов данных и грамотном представлении результатов проведенного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует риски утечки важной информации
  • Выявляет различия между фишинговым и обычным письмом
  • Называет основные горячие клавиши для работы в Excel
  • Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
  • Называет способы защиты авторских прав в сети Интернет
  • Объясняет понятие машинного обучения
  • Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
  • Объясняет, как работают поисковые системы
  • Описывает основные составляющие медиаграмотности и особенности коммуникации в сети
  • Описывает основные способы структурирования информации на слайде
  • Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
  • Применяет базовые знания функций Excel: в частности, умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, работа с комбинированными формулами и функциями (простые типа СУММ, знак доллара, полезные функции типа СУММЕСЛИ и ВПР), в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
  • Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
  • Применяет основные горячие клавиши для работы в программах Word
  • Применяет первичную обработку и анализ данных
  • Применяет правила оформления источников литературы при написании академических работ
  • Применяет принципы работы с персональными данными
  • Применяет средства Excel для создания выбранного типа графика и диаграммы (в т.ч. круговых диаграмм, столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния)
  • Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
  • Проверяет достоверность информации в первоисточниках
  • Решает задачу поиска библиографической ссылки с помощью поисковых систем/Google Scholar/Research Gate
  • Описывает виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели, а также признаки различных типов данных, используемых в моделях
  • Применяет навыки написания литературного обзора при подготовке проектных и курсовых работ
  • Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой (например, docx в pdf)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы компьютерной грамотности, безопасности и юридические аспекты информационных технологий
  • Основы интернет- и медиаграмотности
  • Основы работы с текстовыми технологиями
  • Академическая грамотность и использование цифровых технологий для исследовательской работы
  • Основы работы с табличными данными
  • Основы работы с данными
  • Основы создания презентаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Групповой проект
    Сдача группового проекта в письменном виде (Word и Excel файлы) осуществляется за 14 дней до сдачи экзамена. Защита проекта осуществляется непосредственно на экзамене. Все участники команды должны участвовать в защите. В случае обнаружения плагиата в письменной части работы оценка за письменную часть обнуляется. Оценка за экзамен = 0,55 * Оценка за письменную часть (и Excel) + 0,25 * Оценка за презентацию (качество информации, слайды и структура) + 0.2 * Оценка за выступление
  • неблокирующий Теоретическая часть по итоговому проекту
    Подготовка теоретической части проекта по выбранной теме: подготовка введения (обоснование актуальности, цели и задач проекта, степени разработанности темы, содержания проекта, гипотез исследования); теоретической части (анализ литературных источников (научных статей, материалов консалтинговых компаний и т.д.), корректировка гипотез, выводы. Защита работы с выступлением на семинаре
  • неблокирующий Опрос по итоговому проекту
    Подготовка опроса по выбранной теме для проверки гипотез и получения дополнительных данных с учетом смысла и технических требований к проведению опросов
  • неблокирующий Тест в формате независимой оценки компетенции
    Студенты пишут тест в течение 60 минут в формате независимой оценки компетенций (демо-версия выложена в учебника курса)
  • неблокирующий Аудиторные и домашние практические работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Оценка за предмет = МИН((0,3* Оценка за тест + 0,3 * Оценка за активность и дз + 0,05 * Оценка за теорию + 0,05 * Оценка за опрос + 0,3 * Оценка за проект (экзамен));8). Данная формула обусловлена п.69 ПОПАТКУСа (https://www.hse.ru/docs/551872110.html): "69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Получить оценку 9-10 за дисциплину возможно посредством перезачета оценки за независимый экзамен. Перезачеты проводятся автоматически командой Data Culture в июле.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
  • Hales, J., & Aldrich, L. (2012). Powerpoint Tips & Tricks. [Boca Raton, Florida]: QuickStudy Reference Guides. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1534329
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474543 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кариев, Ч. А. Основы работы с инструментами Яндекс : учебное пособие / Ч. А. Кариев. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 233 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100329 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Машинное обучение. - 978-5-496-02989-6 - Бринк Хенрик, Ричардс Джозеф, Феверолф Марк - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/355472 - 355472 - iBOOKS
  • Молочков, В. П. Microsoft PowerPoint 2010 : учебное пособие / В. П. Молочков. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 277 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р 6.30-2003. Возможности Microsoft Word : практич. пособие / И.В. Журавлева, М.В. Журавлева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030249
  • Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761
  • Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Калмыкова С. В., Ярошевская Е. Ю., Иванова И. А. - Работа с таблицами в Microsoft Excel: учебно-методическое пособие для вузов - Издательство "Лань" - 2021 - ISBN: 978-5-8114-7368-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/159478

Авторы

  • Рожков Максим Игоревич
  • Алямовская Наталия Сергеевна