Бакалавриат
2024/2025
Взаимодействие бизнеса и власти: российский и зарубежный опыт
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
В процессе освоения курса студенты изучат основные понятия, принципы, форматы и технологии GR-деятельности, практики GR-коммуникации с целью освоения теоретических знаний, а также практических навыков GR-специалиста (специалиста по представлению интересов организаций в органах государственной власти). Для закрепления данных знаний курс предполагает ознакомление со следующими тематическими блоками: теоретические, правовые и практические аспекты системы государственного управления и форм общественного участия в управлении делами государства и общества; международные стандарты отношений бизнеса и государственных органов, приемов эффективного менеджмента в сфере внешних корпоративных коммуникаций с государственными органами; особенности взаимодействия бизнеса и государства как формы коммуникационного менеджмента. В рамках семинарских занятий студенты приобретут навыки самостоятельного анализа и изучения законодательных и иных нормативных правовых актов по теме дисциплины, аналитических и прикладных обзоров и специализированных изданий, овладеют навыками экспертной, аналитической и практической подготовки обеспечения представления и продвижения интересов организаций в органах государственной власти.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о взаимодействии бизнеса и государства как форме коммуникационного менеджмента.
- Знакомство с основными принципами, формами и технологиями GR-деятельности, практиками GR-коммуникации с целью освоения теоретических знаний, а также с практическими навыками GR-специалиста.
- Обеспечение высокого качества обучения с учетом актуальных приоритетов взаимодействия государства и общества через привлечение ведущих практиков и экспертов в области взаимодействия бизнеса и власти.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует понимание GR как профессии. Разбирается в функциональной карте трудовых функций GR-специалиста. Имеет навыки сравнительного анализа.
- Знает основные тенденции, направления и формы развития международного лоббизма, отличительных особенностей GR в США, Великобритании, ЕС. Имеет навыки контекстного и сравнительно-правового анализа.
- Знает основные этапы и технологии создания GR-проектов, дорожных карт и карт стейкхолдеров.
- Знает правовые и организационные механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Умеет осуществлять сбор и систематизацию информации из различных источников по актуальным проблемам взаимодействия бизнеса и власти. Понимает основы регуляторной деятельности органов государственной власти и способов влияния групп интересов на её наполнение и динамику.
- Знает специфику, основные тенденции, направления и формы развития взаимоотношений между властью, компаниями и объединениями бизнеса в Российской Федерации. Имеет навыки работы с информацией и принятия эффективных решений на основе полученной информации.
- Знает существующие модели взаимодействия бизнеса и власти, особенности управления ими.
Содержание учебной дисциплины
- Определения и ключевые понятия в GR.
- GR–проект и лоббистская кампания: этапы, средства, методы.
- «Правила игры» в системе отношений GR.
- Международный лоббизм как средство представления и продвижения интересов национальных деловых и иных интересов за рубежом.
- GR как профессия.
- GR в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
Элементы контроля
- ЭкзаменВыставление оценки по текущим, без экзамена ("автомат") не предусмотрено. Экзамен проводится в устной форме. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Оценка за активность на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9781473959088 - Harris, Phil; Fleisher, Craig S. - The SAGE Handbook of International Corporate and Public Affairs - 2017 - SAGE Publications - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1720207 - nlebk - 1720207
- Alexander Leipold. (2018).  Lobbying in Europe: Public Affairs and the Lobbying Industry in 28 EU Countries, edited by A. Bitonti and P. Harris (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017, ISBN 9781137552556); xxix+368pp., US$129.00 hb. Journal of Common Market Studies, 1, 204. https://doi.org/10.1111/jcms.12699
- GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02436-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433020 (дата обращения: 28.08.2023).
- GR. Взаимодействие бизнеса и органов власти : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. И. Марковская [и др.] ; под редакцией Е. И. Марковской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8762-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433915 (дата обращения: 28.08.2023).
- Grosse, R. E. (2005). International Business and Government Relations in the 21st Century. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139778
- Michael Watkins, Mickey Edwards, & Usha Thakrar. (2001). Winning the Influence Game : What Every Business Leader Should Know About Government. Wiley.
- Меньшенина, Н. Н. Лоббизм : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Н. Меньшенина, М. В. Пантелеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 133 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08447-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1806-3 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438564 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kambrod, M. R. (2007). Lobbying For Defense : An Insider’s View. Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653366
- Меньшенина, Н. Н. Лоббизм : учебное пособие для вузов / Н. Н. Меньшенина, М. В. Пантелеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08447-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472611 (дата обращения: 27.08.2024).
- Никитин А.С., Шатилов А.Б., Муляр С.Н., Вечернин Д.С. - GR для малого и среднего бизнеса. Версия 2.0 - 978-5-392-23528-5 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/33654 - 33654 - PROSPECT