Бакалавриат
2024/2025
Искусство Древнего мира (Первобытное искусство и Древний Восток)
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Зинченко Софья Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины
- — формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории; - о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира; - ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира; - выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира; - выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира; - выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры; — выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам — освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- знать основные виды искусства бронзового века, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства верхнего палеолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства мезолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные виды искусства неолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- знать основные этапы в развитии искусства Древнего Египта, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- знать основные этапы в развитии искусства цивилизаций Месопотамии и соседних стран, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- знать специфику искусства периода "великих империй"
- уметь понимать основные теории генезиса изобразительной деятельности и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты
- уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением древневосточного искусства
- уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением первобытного искусства
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение первобытного искусства. История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.
- Введение в изучение первобытного искусства. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства.
- Проблемы генезиса изобразительной деятельности.
- Искусство верхнего палеолита. Монументальное искусство эпохи палеолита.
- Искусство верхнего палеолита. Искусство малых форм в период палеолита.
- Искусство мезолита.
- Искусство неолита. Искусство племён охотников и рыболовов.
- Искусство неолита. Искусство ранних земледельцев.
- Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Европы.
- Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Азии.
- Введение в изучение искусства Древнего Востока.
- Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.
- Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.
- Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Развитие искусства во II тыс. до н.э.
- Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э).
- Искусство Древнего Египта. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. III тыс. до н.э.).
- Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства (нач. ХХУIII - сер. ХХIII вв. до. н.э.. время III - VI династии).
- Искусство Древнего Египта. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий).
- Искусство Древнего Египта. Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э. . время ХУIII-ХХ династий).
- Материалы
Элементы контроля
- Проблемы генезиса изобразительной формы.
- ИСКУССТВО ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА
- Искусство ранних земледельцев - работа с аналогиями
- Искусство Месопотамии и соседних стран1 часть – Знание изобразительного материала (точное название), умение соотнести памятник с эпохой, в которую он создан. Прежде всего, учитывается не только правильное название памятника, а умение проанализировать основные черты художественно-образной программы памятника, что предполагает развёрнутый ответ. 2 и 3 части – Знание историко-культурных процессов, повлиявших на появление определённых образов и сюжетов в различных периодах искусства на территории Месопотамии и соседних с ней стран. Знание основных типов архитектуры на территории Месопотамии и соседних с ней стран, умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками. Знание основных черт свойственных изобразительному искусству на территории Месопотамии и соседних с ней стран в конкретный период и умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками.
- Искусство Древнего Египта1 часть – Знание изобразительного материала (точное название), умение соотнести памятник с эпохой, в которую он создан. Прежде всего, учитывается не только правильное название памятника, а умение проанализировать основные черты художественно-образной программы памятника, что предполагает развёрнутый ответ. 2 и 3 части – Знание историко-культурных процессов, повлиявших на появление определённых образов и сюжетов в различных периодах искусства Древнего Египта. Умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками. Знание основных черт свойственных изобразительному искусству Древнего Египта в конкретный период и умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками.
- Искусство Древнего ВостокаРабота на семинаре складывается из устных выступлениях, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции и умение принимать участие в дискуссии по теме семинара, оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре. Также в расчёт оценки работы на семинаре входит выполнение домашних заданий по теме доклада студента, выступающего на семинаре (подбор аналогий).
- Искусство Древнего Востока1. Оппонирование представляет собой результаты САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, проведённого на базе прослушанного доклада и письменной работы с аналогиями. 2. Оппонент предварительно знакомиться с таблицами аналогий и выстраивает свою собственную «траекторию» подбора и анализа аналогий рассматриваемого докладчиком памятника. 3. Анализ результатов проделанной работы докладчиком, излагаются оппонентом сразу после доклада, регламент выступления – 5-7 мин. 4. Рекомендуемая схема выступления оппонента: а. анализ того, насколько аргументированы выводы автора доклада, сделанные в результате работы с описанием памятника. б. анализ того, насколько аргументированы выводы автора доклада, сделанные в результате работы с аналогиями. в. изложение оппонентом собственной точки зрения по поводу круга аналогий, связанных с рассматриваемым памятником (в случае критических замечаний необходимо их веские обоснования). 5. Оценка объявляется в день проведения оппонирования. Типичные ошибки при оппонировании доклада – подмена анализа и интерпретации рецензируемого доклада пересказом (нередко подробным); – подмена рецензии отзывом (отзыв – только часть рецензии), т.е. отсутствие аргументации; – «оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; – неясность позиции рецензента; – непропорциональность в анализе услышанного доклада (одним частям сообщения уделяется бОльшее внимание, другим - меньшее); – несоблюдение норм объективного профессионального анализа услышанного/прочитанного. – неграмотное или формальное использование искусствоведческих понятий и терминов.
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.1 * ИСКУССТВО ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА + 0.05 * Искусство Древнего Востока + 0.05 * Искусство Древнего Востока + 0.1 * Искусство Древнего Египта + 0.1 * Искусство Месопотамии и соседних стран + 0.1 * Искусство ранних земледельцев - работа с аналогиями + 0.1 * Проблемы генезиса изобразительной формы. + 0.4 * Экзамен