• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Логика

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 47.03.01 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину логика. Роль учебного курса логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как органон философии и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, развивает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Логика» являются: ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений; обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе; овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации; знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации; углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеем методами логического анализа философских текстов
  • владеет навыками логического анализа различного рода рассуждений;
  • знает металогические свойства и онтологические предпосылки различных логических систем.
  • знает основные этапы развития современной философской логики
  • знает принципы и методы традиционной и математической, классической и неклассических логик
  • умеет анализировать логическую структуру высказывания средствами классической логики предикатов
  • умеет восстанавливать энтимемы до правильного силлогизма
  • умеет классифицировать логические операции
  • умеет критически анализировать аргументативные философские тексты
  • умеет определять логические отношения между высказываниями
  • умеет правильно совершать операции над объемом понятия
  • умеет строить таблицы истинности для классической логики высказываний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Дедуктивная логика. Предмет логики.
  • 1.2. Дедуктивная логика. Основы логической семиотики.
  • 1.3.1. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Традиционная теория понятия.
  • 1.3.2. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Силлогистика.
  • 1.4.1. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики высказываний.
  • 1.4.2. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики предикатов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Михайлов, К. А.  Логика : учебник для академического бакалавриата / К. А. Михайлов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 467 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04524-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431905 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Михайлов, К. А.  Логика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 431 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04536-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431994 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Попов, Ю. П., Логика + еПриложение: Тесты : учебное пособие / Ю. П. Попов. — Москва : КноРус, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-390-00251-3-L-2013. — URL: https://book.ru/book/227813 (дата обращения: 24.08.2023). — Текст : электронный.
  • Челпанов, Г. И. Учебник логики . Элементарный курс философии / Г. И. Челпанов. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Часть 2 : Логика — 2013. — 116 с. — ISBN 978-5-507-37207-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/43898 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Долгоруков Виталий Владимирович
  • Драгалина-Черная Елена Григорьевна