Магистратура
2024/2025
Межкультурная коммуникация в странах Азии и Африки
Статус:
Курс по выбору (Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений)
Направление:
58.04.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предназначена для студентов 2 года магистратуры направления “Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений”, реализуется в онлайн формате. В данном курсе рассматривается, что такое культура и каковы культурные особенности стран Азии и Африки, как они проявляются в коммуникации, переговорах, межличностных и межгрупповых отношениях. Особое внимание уделяется овладению навыками, необходимыми для компетентного взаимодействия с представителями стран Азии и Африки, осуществления практико-ориентированных проектов в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. В рамках курса студенты будут вовлечены в решение кейсов, игровые и тренинговые упражнения, создание культурного профиля изучаемого региона, а также напишут пять промежуточных тестов и экзаменационный тест по итогам освоения дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- Выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения представителей стран Азии и Африки.
- Освоение основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения, приобретение понимания культурно-психологических факторов, влияющих на индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения
- Получение знания психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, представления о психологии миграций и аккультурации, межкультурном взаимодействии
- Получение навыков эффективного взаимодействия с представителями культур стран Азии и Африки.
Планируемые результаты обучения
- понимает, что такое коммуникативная компетентность и какие факторы на ней сказываются
- умеет формулировать и воспроизводить концепции, механизмы и закономерности взаимоотношения культуры и межличностной коммуникации
- умеет объяснять культурные различия представителей стран Азии и Африки и их проявление в коммуникативном поведении и повседневной жизни
- применяет знания об особенностях социокультурного, политического и религиозного контекста для решения поставленных задач, в том числе для решения стандартных кейсов
- знает, как использовать техники эффективной коммуникации с представителями стран Азии и Африки
- понимает способы развития собственной межкультурной компетентности и навыков кросс-культурного исследователя
- способен оценивать последствия межкультурной коммуникации и аккультурации на личностном и групповом уровнях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Коммуникация и компетентность
- Тема 2. Культура и общение
- Тема 3. Переговоры и конфликты
- Тема 4. Межкультурная компетентность
- Тема 5. Межкультурные контакты и интеграция
Элементы контроля
- Промежуточный тестВ ходе освоения курса планируется проведение двух промежуточных тестов. Тест состоит из 10 закрытых вопросов по релевантным темам.
- Участие в дискуссииСтудент обязан добросовестно относиться к изучению материалов курса и уметь устно, в ходе семинарского занятия, пользоваться аргументацией из предлагаемой литературы и/или собственного научного опыта.
- ЭкзаменТест включает 31 вопрос, правильные ответы на 30 вопросов составляют 30 баллов, ответ на 31 вопрос составляет 10 баллов. Максимальный балл - 40.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.5 * Промежуточный тест + 0.25 * Участие в дискуссии + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hannawa, A. F., & Spitzberg, B. H. (2015). Communication Competence. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076677
- Лебедева, Н. М. Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02318-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432834 (дата обращения: 28.08.2023).
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Учебник : учебник / Т. Г. Стефаненко. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-7567-0731-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Holliday, A., Kullman, J., & Hyde, M. (2010). Intercultural Communication : An Advanced Resource Book for Students (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=476453
- James McDougall, & Judith Scheele. (2012). Saharan Frontiers : Space and Mobility in Northwest Africa. Indiana University Press.