Бакалавриат
2024/2025





Проектный семинар «Источники информации в медиакоммуникациях»
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ахметжанова Ксения Раисовна,
Востроилова Татьяна Вячеславовна,
Граушкина Ксения Юрьевна,
Жаворонкова Анна Николаевна,
Казанцева Елена Дмитриевна,
Палей Милана Григорьевна,
Строгальщикова Дарья Алексеевна,
Хрулева Татьяна Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
В эпоху цифровизации, экспансии digital-платформ и бурного развития технологий Web 2.0 медиаиндустрия во всём мире переживает радикальную трансформацию. Дисциплина поможет студентам на основе проектной деятельности сформировать знания, навыки и компетенции, позволяющие им овладеть базовыми жанрами, форматами и инструментами современных медиакоммуникаций. В первом и втором модулях они научатся извлекать информацию из различных источников, разберутся в таких понятиях, как новость, факт и эксклюзив, и познакомятся с ключевыми журналистскими жанрами – новостной заметкой и интервью.
Цель освоения дисциплины
- Формирование знаний, навыков и компетенций, необходимых для профессиональной работы с новостным полем и источниками информации - как письменными, так и устными.
- Отработка на практике базовых принципов написания и редактирования новостных текстов и интервью.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками мониторинга и анализа информационного поля и его сегментов.
- Умеет определять степень эксклюзивности, актуальности и социальной значимости информации.
- Владеет практиками сбора и извлечения информации из письменных и устных источников
- Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре жёсткая новость.
- Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре интервью.
- Имеет представление о таких понятиях, как новость, факт, фейк и эксклюзив
- Владеет основными приёмами проверки достоверности информации (фактчекинга)
- Владеет орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими, семантическими, стилистическими нормами русского языка при написании и редактировании медиатекстов
- Понимает разницу между интервью как журналистским жанром и интервью как способом получения информации
- Умеет грамотно осуществлять подготовку к интервью
- Владеет основными техниками ведения интервью
Содержание учебной дисциплины
- 1 модуль. 1 Медиа, информация и новость: соотношение понятий
- 1 модуль. 2 Проблема актуальности и эксклюзива
- 1 модуль. 3 Источники информации
- 1 модуль. 4 Новость и аудитория
- 1 модуль. 5 Редактирование новости
- 1 модуль. 6 Новость и медиаэтика
- 2 модуль. 1 Типология интервью
- 2 модуль. 2 Подготовка к интервью
- 2 модуль. 3 Знаменитые интервьюеры: от классиков до современников.
- 2 модуль. 4 Психологические и этические аспекты интервью
- 2 модуль. 5 Расшифровка и редактирование интервью
- 2 модуль. 6 Интервью и аудитория
Элементы контроля
- Написание новостных текстовСтуденты создают и продвигают в медиа тексты в жанре жёсткая новость. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – от 800 до 1200 знаков с пробелами. Студенты самостоятельно собирают информацию, интервьюируют ньюсмейкеров, выбирают цитаты, пишут материалы и сохраняют их в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои тексты и договариваются об их публикации в медиа или новостных пабликах. В случае, если какая из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
- Написание интервьюСтуденты ищут героев, составляют список вопросов, берут, расшифровывают, пишут и редактируют интервью. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – 8-12 тысяч знаков с пробелами. Как минимум одно интервью должно быть экспертным (человек интересен как специалист в определённой области) и одно – портретным (человек интересен сам по себе). Студенты сохраняют интервью в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.6 * Написание интервью + 0.4 * Написание новостных текстов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Королёв, Е. А. 33 урока для будущих журналистов : учебное пособие / Е. А. Королёв, Н. А. Павлушкина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-9765-3915-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119150 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 22113 - М. Ильяхов - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - 9785961442434 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113
- Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: 25 мастер-классов : учебное пособие / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., исп. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 168 с. — ISBN 978–5–7567–0963–6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115623 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.