• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Проектный семинар «Источники информации в медиакоммуникациях»

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ахметжанова Ксения Раисовна, Востроилова Татьяна Вячеславовна, Граушкина Ксения Юрьевна, Жаворонкова Анна Николаевна, Казанцева Елена Дмитриевна, Палей Милана Григорьевна, Строгальщикова Дарья Алексеевна, Хрулева Татьяна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В эпоху цифровизации, экспансии digital-платформ и бурного развития технологий Web 2.0 медиаиндустрия во всём мире переживает радикальную трансформацию. Дисциплина поможет студентам на основе проектной деятельности сформировать знания, навыки и компетенции, позволяющие им овладеть базовыми жанрами, форматами и инструментами современных медиакоммуникаций. В первом и втором модулях они научатся извлекать информацию из различных источников, разберутся в таких понятиях, как новость, факт и эксклюзив, и познакомятся с ключевыми журналистскими жанрами – новостной заметкой и интервью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний, навыков и компетенций, необходимых для профессиональной работы с новостным полем и источниками информации - как письменными, так и устными.
  • Отработка на практике базовых принципов написания и редактирования новостных текстов и интервью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками мониторинга и анализа информационного поля и его сегментов.
  • Умеет определять степень эксклюзивности, актуальности и социальной значимости информации.
  • Владеет практиками сбора и извлечения информации из письменных и устных источников
  • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре жёсткая новость.
  • Умеет писать и редактировать медиатексты в жанре интервью.
  • Имеет представление о таких понятиях, как новость, факт, фейк и эксклюзив
  • Владеет основными приёмами проверки достоверности информации (фактчекинга)
  • Владеет орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими, семантическими, стилистическими нормами русского языка при написании и редактировании медиатекстов
  • Понимает разницу между интервью как журналистским жанром и интервью как способом получения информации
  • Умеет грамотно осуществлять подготовку к интервью
  • Владеет основными техниками ведения интервью
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 модуль. 1 Медиа, информация и новость: соотношение понятий
  • 1 модуль. 2 Проблема актуальности и эксклюзива
  • 1 модуль. 3 Источники информации
  • 1 модуль. 4 Новость и аудитория
  • 1 модуль. 5 Редактирование новости
  • 1 модуль. 6 Новость и медиаэтика
  • 2 модуль. 1 Типология интервью
  • 2 модуль. 2 Подготовка к интервью
  • 2 модуль. 3 Знаменитые интервьюеры: от классиков до современников.
  • 2 модуль. 4 Психологические и этические аспекты интервью
  • 2 модуль. 5 Расшифровка и редактирование интервью
  • 2 модуль. 6 Интервью и аудитория
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание новостных текстов
    Студенты создают и продвигают в медиа тексты в жанре жёсткая новость. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – от 800 до 1200 знаков с пробелами. Студенты самостоятельно собирают информацию, интервьюируют ньюсмейкеров, выбирают цитаты, пишут материалы и сохраняют их в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои тексты и договариваются об их публикации в медиа или новостных пабликах. В случае, если какая из работ не сдана, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Написание интервью
    Студенты ищут героев, составляют список вопросов, берут, расшифровывают, пишут и редактируют интервью. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Объём текста – 8-12 тысяч знаков с пробелами. Как минимум одно интервью должно быть экспертным (человек интересен как специалист в определённой области) и одно – портретным (человек интересен сам по себе). Студенты сохраняют интервью в электронном документе к установленному сроку. После разбора текстов на семинаре они редактируют свои материалы и договариваются об их публикации в медиа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.6 * Написание интервью + 0.4 * Написание новостных текстов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Королёв, Е. А. 33 урока для будущих журналистов : учебное пособие / Е. А. Королёв, Н. А. Павлушкина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-9765-3915-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119150 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 22113 - М. Ильяхов - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - 9785961442434 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113
  • Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: 25 мастер-классов : учебное пособие / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., исп. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 168 с. — ISBN 978–5–7567–0963–6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115623 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна