Бакалавриат
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Введение в востоковедение
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алферова Наталья Васильевна,
Гавриленко Елена Владимировна,
Зеленев Евгений Ильич,
Илюшина Милана Юрьевна,
Какинь Оксана Игоревна,
Козинцев Марк Альвиевич,
Попова Ирина Федоровна,
Соболева Елена Дмитриевна,
Солощева Мария Алексеевна,
Терюкова Екатерина Александровна,
Щепкин Василий Владимирович,
Ямпольская Наталия Васильевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В курсе «Введение в востоковедение» рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы. Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований, а также со структурой и основными направления развития этих наук. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала. Применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов-востоковедов первого курса с методологическими основами научной дисциплины «Востоковедение и африканистика» согласно модели, которая принята в Российской Федерации. В курсе рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы. Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала. Специфика курса состоит в том, что он может быть предназначен как для широкого круга востоковедов различных профилей, так и для представителей отдельных востоковедных специальностей. В последнем случае применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся.
Планируемые результаты обучения
- Использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук.
- Использует современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
- Обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
- Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией.
- Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности.
- Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремиться к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
- Учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки историческую, культурную, религиозную, экономическую и политическую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока. (1 модуль, ч.1)
- Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Основные регионы Востока. (1 модуль, ч. 2)
- Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Общество и культура стран Востока. (2 модуль, ч. 1)
- Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Общество и культура стран Востока. (2 модуль, ч. 2)
Элементы контроля
- Контрольная работа на семинареКонтрольная работа на семинарах может выполняться или в форме теста или в форме группового доклада. В случае, если выполнение теста на семинарском занятии не предусмотрено, студентам может быть предложено сделать групповые доклады по заданному к семинару материалу. Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Оценка выполненный тест выключается в формулу итоговой оценки поданному виду контроля: Оконтр.работа. Оценка за тест объявляется на следующем семинаре. Презентация группового доклада на семинаре: Студенты выполняют данный доклад в группах по 5-6 человек на семинарском занятии, когда выполнение теста не предусмотрено. На группы студенты делятся преподавателем в начале занятия. Целью доклада является аналитический обзор литературы, которая дается всем студентам курса как домашнее задание по одной из предложенных тем семинарского занятия. Темы, полученные в рамках одной академической группы, не должны повторяться. Студентам дается 10 минут для обсуждения полученной темы и согласования плана выступления. Результатом анализа должен стать содержательный рассказ о проблеме, методах и результатах исследований, представленных в изученной дома научной литературе, снабженный мнением авторов доклада об актуальности и степени изученности темы, адекватности и проработанности методов, достоверности результатов и т.п. Студенты могут разделить между собой пункты для представления материала, но все студенты должны проявить одинаковый уровень понимания относительно всех частей доклада. Оценка выставляется за доклад в целом. Регламент выступления 15-20 минут. Во время выступления презентация доклада не предусмотрена, однако, студенты могут использовать онлайн карты и другие изобразительные материалы по теме доклада из ресурсов Интернета, найденные во время обсуждения выступления. Оценка за групповой доклад выключается в формулу итоговой оценки поданному виду контроля: Оконтр.работа. Активность на семинарах: за активность на семинаре студент может получить от 1 до 2-х дополнительных баллов.
- ЭссеЭссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается до 16 сентября текущего учебного года. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 23.59, 06 декабря текущего учебного года.
- Промежуточный тест по 1 разделу курсаПисьменный тест – 55 минут. В промежуточном тесте будут отражены все темы Раздела 1 курса, по которым читались лекции и велись семинарские занятия. Задание, предлагаемое на тесте, состоит из 40 вопросов.
- ЭкзаменПисьменный экзамен – 1 час 30 минут. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и велись семинарские задания Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 60 вопросов (3-4 вопроса на каждую тему курса).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.4 * Контрольная работа на семинаре + 0.6 * Промежуточный тест по 1 разделу курса
- 2024/2025 2nd moduleРО = 0,2*Оэссе + 0,2*Оконтр.работа2 + 0,3*О1модуль + 0,3*Оэкз, где: РО - результирующая оценка за освоение курса; Оэссе - оценка за эссе; Оконтр.работа2 - оценка за контрольную работу на семинарах 2 модуля; О1модуль - оценка за промежуточную аттестацию 1 модуля; Оэкз - оценка за экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Acharya, A. (1999). Imagined Proximities: The Making and Unmaking of Southeast Asia as a Region. Southeast Asian Journal of Social Science, 27(1), 55. https://doi.org/10.1163/030382499X00192
- Engelhardt, H., Schulz, F., & Büyükkeçeci, Z. (2018). Demographic and Human Development in the Middle East and North Africa. DEU. https://doi.org/10.20378/irbo-50993
- Mason, S. (2007). Jews, Judaeans, Judaizing, Judaism : problems of categorization in ancient history. Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period, 38(4–5), 457–512. https://doi.org/10.1163/156851507X193108
- Pempel, T. J. (2010). Soft Balancing, Hedging, and Institutional Darwinism: The Economic-Security Nexus and East Asian Regionalism. Journal of East Asian Studies, 10(2), 209–238. https://doi.org/10.1017/S1598240800003441
- Roda Hourie, & Родех Хоури. (2019). Relationships of Syria and Turkey in the Sphere of Water Resources ; Отношения Сирии и Турции в сфере водных ресурсов. Post-Soviet Issues; Том 6, № 2 (2019); 203-212 ; Проблемы Постсоветского Пространства; Том 6, № 2 (2019); 203-212 ; 2587-8174 ; 2313-8920 ; 10.24975/2313-8920-2019-6-2. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-2-203-212
- Rudolph, D. J. (2016). Introduction to Messianic Judaism. Hebrew Studies, 57, 355–358. https://doi.org/10.1353/hbr.2016.0018
- Stephan Barisitz. (2017). Central Asia and the Silk Road : Economic Rise and Decline Over Several Millennia. Springer.
- Yüceşahin M. Murat, Tulga A. Yiğitalp, & Population Horizons. (2017). Demographic and Social Change in the Middle East and North Africa: Processes, Spatial Patterns, and Outcomes. Population Horizons. https://doi.org/10.1515/pophzn-2017-0003
- Альбедиль, М. Ф. Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516535 (дата обращения: 27.08.2024).
- Альбедиль, М. Ф. Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516536 (дата обращения: 27.08.2024).
- ВОСКРЕСЕНСКИЙ А.Д. (2012). Концепции Регионализации, Региональных Подсистем, Региональных Комплексов И Региональных Трансформаций В Современных Международных Отношениях. Сравнительная Политика, 2 (8).
- Религиоведение : учебник для вузов / М. М. Шахнович [и др.] ; под редакцией М. М. Шахнович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06458-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510916 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kim, S. S. (2004). Regionalization and Regionalism in East Asia. Journal of East Asian Studies, 4(1), 39–67. https://doi.org/10.1017/S1598240800004380
- Neusner, J. (2009). The Idea of History in Rabbinic Judaism What Kinds of Questions did the Ancient Rabbis Answer? New Blackfriars, 90(1027), 277–294. https://doi.org/10.1111/j.1741-2005.2008.00243.x
- Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / И. А. Родионова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 385 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14751-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490784 (дата обращения: 27.08.2024).
- Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / И. А. Родионова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14758-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490785 (дата обращения: 27.08.2024).