Бакалавриат
2024/2025




Этика бизнеса и устойчивое развитие
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для менеджеров современных компаний, которым необходимо хорошо понимать проблемы этики бизнеса и устойчивого развития, принимать решения в данных областях, а также создавать системы управления ими внутри организации. Программа предполагает глубокое изучение фундаментальных принципов нормативного этического анализа и их применение для анализа практических кейсов и дилемм из жизни современной цифровой компании. В ходе изучения дисциплины учащиеся знакомятся с возможностями использования различных практических методик выработки и принятие решений (искусственный интеллект, большие данные и т. п.).
Цель освоения дисциплины
- Знание основных древних и современных этических теорий, а также концепций КСО и устойчивого развития, и умение применять их к различным дилеммам в бизнесе.
- Понимание психологических механизмов этичного и неэтичного поведения (генетические и культурные программы, психологическое влияние контекста и т. д.) и умение применять данное знание в управлении компанией
- Знакомство с основными инструментами по управлению этикой в компании (этический кодекс, этические тренинги, этические коммуникации, горячая линия, комиссия по этике и т. д.)
- Умение хорошо ориентироваться в этических дилеммах основных функциональных областей бизнеса: маркетинг, управление персоналом, закупки, финансы.
- Навык коммуникации на сложные этические темы с использованием теоретических аргументов, примеров из практики и поиском конструктивного решения.
Планируемые результаты обучения
- Учащийся умеет объяснить происхождение, суть, сильные и слабые стороны основных этических теорий в области общей этики и этики бизнеса
- Учащийся умеет обосновать целесообразность и возможность формулирования научной этической теории, с которой должны согласиться все участники экономической системы
- Учащийся умеет сформулировать этическую норму для любой ситуации этического выбора и обосновать способы разрешения этических дилемм, связанных с этой ситуацией
Содержание учебной дисциплины
- Этика как теория и практика
- Древние этические теорииЗолотое правило - Что такое Золотое правило? - В каких древних культурах мы можем найти Золотое правило? - Что общего между пониманием Золотого правила Гилелем и Конфуцием? - Каковы основные методологические недостатки Золотого правила? - Можем ли мы изменить форму Золотого правила, чтобы устранить эти недостатки? Божественное повеление - Что такое теория божественного повеления? - Что такое десять заповедей? - Можно ли применить десять заповедей в управлении компанией? - Каковы основные методологические проблемы теории божественного повеления? - Каково практическое применение этического кодекса? Этика добродетели - Что такое добродетель? - В чем заключается идея этики добродетели? - Что говорил Платон о добродетелях? - Что говорил о добродетелях Аристотель? - В чем заключается идея золотой середины? - Кто развивал этику добродетели в XX веке? - Каковы основные методологические проблемы этики добродетели? - В чем заключается практическая польза этики добродетели?
- Эволюционная этика
- Современные этические теории
- Научный подход к этике и искусственный интеллект
- Корпоративная социальная ответственность
- Управление этикой на рынке
- Психология неэтичного поведения
- Управление этикой в компании
- Этика цены
- Этика качества
- Этика маркетинга и рекламы
- Этика трудовых отношений
- Этика управления цепочками поставок
- Этика финансов
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Активность на семинаре + 0.2 * Интерактив + 0.4 * Экзаменационный тест + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Becker, C. U. (2019). Business Ethics : Methods and Application. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1982142
- Beer, L. A. (2015). A Strategic and Tactical Approach to Global Business Ethics, Second Edition (Vol. Second edition). New York: Business Expert Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=939533
- Business ethics: managing corporate citizenship and sustainability in the age of globalization, Crane, A., 2016
- Business ethics. A real world approach, Ghillyer, A., 2007
- Eugene Heath, Byron Kaldis, & Alexei Marcoux. (2018). The Routledge Companion to Business Ethics. Routledge.
- Francis, R. D., & Murfey, G. (2016). Global Business Ethics : Responsible Decision Making in an International Context. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1086320
- Richard T DeGeorge. (2013). Business Ethics: Pearson New International Edition. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418512
- Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
- Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00
- Treviño, L. K., & Nelson, K. A. (2014). Managing Business Ethics : Straight Talk About How to Do It Right (Vol. 6th ed). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639358
Рекомендуемая дополнительная литература
- Золотухина, Е. В. Этика : учебник для вузов / Е. В. Золотухина. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 375 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09215-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517115 (дата обращения: 27.08.2024).