Бакалавриат
2024/2025
История восточных цивилизаций
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой взгляд на народы Ближнего и Дальнего востоков с позиции цивилизационного подхода. Любая цивилизация – это, прежде всего, набор ценностей, которые разделяют представители одного отдельно взятого народа, то, что создает их общее мировоззрение. Соответственно, для формирования представлений об основополагающих особенностях восточных культур и их разнообразии необходимо рассмотреть этапы зарождения и оформления ценностей: где, когда и при каких условиях они появились, а также каковы их специфические черты, характерные для того или иного народа. Курс не предполагает рассмотрение современности, а фокусируется именно на начальных этапах рождения и развития цивилизаций. Данный курс занимает два модуля, где во 2 модуле внимание уделяется цивилизациям Ближнего Востока: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Сиро-Палестинская цивилизация, цивилизация древней Южной Аравии и Тюркская цивилизация, а в 3 модуле изучается Дальний Восток: Древнеиндийская цивилизация, Древний Китай, древние цивилизации Юго-Восточной Азии, древняя Корея и древняя Япония. Курс включает в себя лекции преподавателей, а также обязательное изучение научной литературы по теме курса. В рамках данного курса формами текущего контроля являются: доклад на семинаре на одну из предложенных тем, оценка за опросы на семинарах; форма промежуточной аттестации: экзаменационный тест в конце каждого модуля.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у обучающихся представления о том, что такое цивилизация в целом и восточные цивилизации в частности, понимание их неоднородности и уникальности.
- Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
- Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
- Формирование у студентов устойчивых знаний истории Азии и Африки в древности.
- Овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных, исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
- Развитие способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мир.
- Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения
- Владеет методикой исторического анализа.
- Владеет навыками работы с научными источниками, их анализа и интерпретации.
- Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
- Владеет приёмами ведения дискуссий и методами убеждения.
- Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
- Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделять в них ключевую информацию.
- Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
- Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, базовые понятия по тематике курса.
- Знает особенности цивилизационного подхода.
- Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
- Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
- Умеет излагать устно и письменно (в форме доклада, ответов на вопросы во время семинаров и экзаменов) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
- Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Современные теории цивилизаций.
- Раздел 2. Цивилизация Древнего Египта.
- Раздел 3. Цивилизации Ближнего Востока в древности.
- Раздел 4. Тюркская цивилизация.
- Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация.
- Раздел 6. Китайская цивилизация.
- Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии.
- Раздел 8. Корейская цивилизация.
- Раздел 9. Японская цивилизация.
Элементы контроля
- Работа на семинарахРабота на семинарах представляет собой участие в устных и письменных опросах по обязательной и дополнительной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет собой подробное знакомство с литературой к семинарам, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
- Контрольный тестКонтрольный тест пишется в конце 2-го модуля. Контрольный тест представляет собой онлайн тест в системе Smart LMS, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом, которые составлены по материалам лекций и семинаров. Время ответа – 30 минут. Основанием для снижения оценки является: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий. Оценка по данному виду контроля является блокирующей: полученная неудовлетворительная оценка (1, 2 или 3) по результатам теста приравнивается к оценке за работу во 2 модуле.
- Доклады на семинарахСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Экзамен в 3 модулеЭкзаменационный тест пишется в конце 3-го модуля. Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом, которые составлены по материалам лекций и семинаров. Время ответа – 30 минут. Основанием для снижения оценки является: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd moduleФормула оценки работы во 2 модуле: МО = 0,4*Оср. + 0,6*От.2, где: МО – оценка за работу во 2 модуле; Оср. – среднее арифметическое оценок за семинары во 2 модуле; От.2 – контрольный тест во 2 модуле. Формула результирующей оценки: РО= 0,4*МО +0,4*(0,4*Оср.3 + 0,6*От.3)+ 0,2*Од., где: РО – результирующая оценка; МО – оценка за работу во 2 модуле; Оср.3 – среднее арифметическое оценок за семинары в 3 модуле; От.3 – оценка за экзаменационный тест в 3 модуле; Од. – оценка за доклад.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alan B. Lloyd. (2010). A Companion to Ancient Egypt. Wiley-Blackwell.
- Brindley, E. (2015). Ancient China and the Yue : Perceptions and Identities on the Southern Frontier, C.400 BCE–50 CE. Cambridge University Press.
- K. Henshall. (2012). A History of Japan : From Stone Age to Superpower: Vol. 3rd ed. Palgrave Macmillan.
- Xiaorong Han, K. H. (2004). Who Invented the Bronze Drum?Nationalism, Politics,and a Sino-Vietnamese Archaeological Debate of the 1970s and 1980s. Asian Perspectives: Journal of Archeology for Asia & the Pacific, 43(1), 7–33. https://doi.org/10.1353/asi.2004.0004
- Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Assmann, J. (2005). Death and Salvation in Ancient Egypt. Cornell University Press.
- Lichtheim, M. (1992). Maat in Egyptian Autobiographies and Related Studies. Universitätsverlag / Vandenhoeck & Ruprecht.
- Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.