• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Эстетические принципы культур Азии и Африки и их влияние на поведенческие стереотипы

Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящен междисциплинарному изучению современных культурных ситуаций и проблемам эстетизации в странах Востока, их связи с традиционными эстетическими принципами культур разных восточных регионов, и вопросам формирования поведенческих стереотипов. Особое внимание будет уделяться эстетике повседневности: изменению ценностей и норм общественной жизни, разным формам социальной интеракции. В курсе будет показано влияние социальных стереотипов, представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах. Будет рассмотрена тема «системы установок», в рамках которой установки, когниции, поведение и намерения могут влиять друг на друга, выступая в качестве внутренних факторов влияния, а также подвергаться воздействию внешних культурных факторов. Одним из разделов в курсе станет изучение языков современного искусства, проблема репрезентации культурных и социальных изменений, будут рассмотрены механизмы возрастания роли культуры и ее прогностические возможности в ситуации транзитивного общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление об основных понятиях и теоретических концепциях, которые используются в междисциплинарных исследованиях общества и культуры в странах Азии и Африки.
  • Дать студентам базовую ориентацию в теоретических и практических знаниях по этнопсихологии, особенностях психики народов Азии и Африки, показать основные психические процессы в контексте культур.
  • Сформировать умения научно-критического осмысления многообразных феноменов современной культуры и искусства; практического освоения процесса производства и передачи культурных значений и смыслов в современном мире.
  • Дать представление об особенностях формирования современных эстетических идеалов и их многообразии в культурах Ближнего и Дальнего Востока; развивать способность использования знания и понимания этнокультурных стереотипов в современном мире.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
  • Умеет разбираться в определениях и проводить аргументированные различия в применении понятий в междисциплинарных и специализированных научных работах в контексте стран Азии и Африки.
  • Знает основные междисциплинарные теоретические понятия и концепции, которые используются для изучения общества и культуры в современной востоковедной науке в контексте аппаратов культурологии и этнопсихологии, а также специфику их применения в работах востоковедов.
  • Имеет навыки применения теоретических основ этнопсихологии и культурологии в контексте стран Азии и Африки; знает основные критерии культурной вариативности поведения, когнитивные особенности в разных культурах.
  • Ориентируется в особенностях современной знаковой системы изобразительных искусств стран Востока, способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства; знает аспекты воздействия внешних культурных факторов на систему установок.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию. Социокультурная идентичность. Поведенческие стереотипы в структуре социальной перцепции
  • Семинар 1. Поведенческие стереотипы как компонент социокультурного самосознания
  • Тема 2. Социальные установки (аттитюды). Защитные механизмы. Локус контроля у различных народов
  • Семинар 2. Виды локуса контроля и их проявление в различных культурах
  • Тема 3. Антиципация в структуре влияния социокультурных принципов на психическую деятельность и поведение личности. Транзитивность социокультурного пространства личности
  • Семинар 3. Антиципация и социокультурные детерминанты
  • Тема 4. Эстетизация как парадигма современности
  • Семинар 4. Эстетика повседневности в культуре стран Востока в XXI в.
  • Тема 5. Современные трансформационные процессы в культуре
  • Семинар 5. Эстетические проблемы массовой культуры стран Востока в XXI в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из 10 вопросов: визуальных картинок, терминов. Специальных списков терминов/явлений/имен мастеров и исследователей перед тестами студентам не предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций.
  • неблокирующий Доклады на семинарах
    Студенты делают доклады в парах. Каждый студент делает 1 доклад. Темы докладов должны быть согласованы с преподавателем. Студенты учебных групп таким образом распределяют выбранные темы докладов, что на каждом семинаре курса должен быть сделан 1 доклад. Студенты записываются на доклады заранее, на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Темы докладов утверждаются через 5 дней после 1 лекции курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 30 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.3 * Доклады на семинарах + 0.3 * Тесты по материалам лекций + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кривцун, О. А.  Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536551 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Учебник : учебник / Т. Г. Стефаненко. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-7567-0731-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Хренов, Н. А.  Теория аудитории медиа: публика в истории культуры : учебное пособие для вузов / Н. А. Хренов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14223-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497572 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Алферова Наталья Васильевна