Бакалавриат
2024/2025





Общий менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Международный бакалавриат по бизнесу и экономике)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Котомина Ольга Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Освоение дисциплины «Общий менеджмент» способствует формированию общих представлений об условиях и факторах, влияющих на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества, привитию студентам системного видения организации и ее окружения, усвоению теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной экономики, функциях и принципах менеджмента. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы, обеспечивающих базовую подготовку.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов способности к системному видению организации и ее среды на основе теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной экономики, а также современных представлений об условиях и факторах, влияющих на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества
Планируемые результаты обучения
- Может объяснить базовые понятия, теории и концепции менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
- Может объяснить основные концепции и технологии управления процессами и операциями
- Может объяснить, как менялись концепции организации, какое влияние это оказывало на изменение подходов к управлению
- Может определить ключевые элементы внутренней и внешней среды организации, имеет представление об актуальных методах их анализа.
- Может охарактеризовать основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
- Может проанализировать основные проблемы, возникающие в организации при групповом взаимодействии (группа/команда, конфликты, коммуникация и др.)
- Способен объяснить роль миссии организации, отличить ее от цели, знает основные принципы целеполагания, может формулировать цели по SMART, строить дерево целей
- Умеет анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- Умеет выявлять основные факторы, определяющие поведение человека в организации на индивидуальном (напр., мотивация), групповом и организационном уровнях (напр., корпоративная культура)
- Умеет проектировать и описывать бизнес-процессы
- Может определить понятие «управленческое решение», знает методы принятия решений, методы диагностики проблем, может продиагностировать проблему и разработать управленческое решение
- Знает основные организационные структуры, умеет выделить их особенности, плюсы и минусы, умеет провести структурную диагностику.
- Знает основные этапы становления менеджмента. Различает подходы к методам управления в доиндустриальную и индустриальную эпоху. Знает особенности школ менеджмента: научного менеджмента, административной школы, «человеческих отношений» и «новой школы наук о поведении». и т.д. Различает современные взгляды на управление и уметь выделить характерные черты синтетического подхода, ситуационного управления, концепции «7S», теории Оучи, концепции «обучающейся организации.
- Знать определение понятия "коммуникации", знать виды коммуникаций, знать коммуникационные барьеры, уметь разрабатывать предложения по их устранению.
- Понимает сущность и значение планирования деятельности в организации. Знает определение и понимает разницу между миссией, целями, планами организации, иерархией целей. Знает классификацию планов, что такое план-проект, бизнес план, стратегический план.
- Студент должен знать и трактовать понятие «менеджмент». Знать основные процессы организации и внутриорганизационные процессы. Знать функции и роли менеджера в организации по Г. Минцбергу и по П. Друкеру. Знать модели и этапы жизненного цикла организации.
- Студент должен знать определение понятия "лидерство", основные теории лидерства и их особенности. Знать концепции, модели и типологии лидерского поведения.
- Студент должен знать определение понятия «мотивация». Знать содержательные, процессные и комбинированные теории мотивации. Понимать сущность современных подходов к трудовой мотивации.
- Студент должен понимать суть контроля как функции менеджмента. Знать типы контроля, этапы контроля. Уметь применять методы контроля. Понимать разницу между бюрократическим контролем и децентрализованным контролем.
- Студенты должны знать определения понятий "организация", "среда организации", должны перечислить факторы, влияющие на внешнюю и внутреннюю среду, должны уметь применять инструменты анализа внешней и внутренней среды организации.
Содержание учебной дисциплины
- Организация как объект управления
- 100 лет эволюции теории и практики менеджмента
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Основы стратегического управления и организационное планирование
- Организационные структуры
- Люди в организации
- Управление процессами и операциями
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен включает 3 практических ситуации (кейса), которые охватывают все 7 разделов курса.
- Жизненный цикл организацииСтуденты в мини-группах по 3-4 человека проводят анализ реальной пермской компании с применением теории жизненного цикла И.Адизеса. Для задания необходимо выбрать компанию с текущей стадией не раньше Юности. В рамках выполнения задания необходимо определить и аргументировать текущую стадию жизненного цикла компании, а также провести анализ всех прошедших компанией стадий, обосновав и сопоставив определённые этапы жизненного цикла с периодом жизни компании, подкрепив фактами, также требуется обозначить нормальные и аномальные проблемы на каждой стадии, с какими из них компания сталкивалась, как преодолевала, в какие возможные “ловушки” попала/не попала.
- Тест 1Тест 1 проводится по разделам 1-3 и включает 30 вопросов. Продолжительность 40 минут.
- Тест 2Тест 2 по разделам 1-6 включает 40 вопросов. Продолжительность 50 минут
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Жизненный цикл организации + 0.15 * Тест 1 + 0.15 * Тест 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 7877 - П. Друкер - Классические работы по менеджменту - 9785961440607 - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/7877
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 850 - И. Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - 9785961432817 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850