Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Информационные ресурсы исследовательского проекта"
Статус:
Курс обязательный (Международный бакалавриат по бизнесу и экономике)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» предполагает освоение и закрепление у студентов первого года обучения стратегий и тактик использования библиотечных и поисковых систем, чтения, анализа и оценки прочитанных академических и публицистических текстов. Дисциплина содержит практические занятия в компьютерном классе по поиску и оценке академической литературы и занятия по основам логики.
Цель освоения дисциплины
- формирование и развитие компетенций по работе с разнообразными источниками с акцентом на академические издания, которые позволят студентам эффективно и сообразно поставленным целям читать, понимать, анализировать и фиксировать материал, необходимый для выполнения широкого спектра письменных работ.
Планируемые результаты обучения
- Могут описать когнитивные искажения (эвристики), возникающие при принятии решений (эвристика репрезентативности, эвристика доступности, эффект фрейминга, эффект привязки)
- Знать основные когнитивные искажения, которые могут влиять на общение человека.
- Распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимать и отслеживать, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
- Выбирает релевантные исследовательским задачам и гипотезам методы
- Умение критиковать источники
- Умеет выбирать оптимальную стратегию чтения
- Владеет техникой активного чтения
- Умеет варьировать стратегии чтения
- умеет определять тип формальной логической операции
- умеет выполнять дедуктивные умозаключения
- умеет выполнять индуктивные умозаключения
- умеет выполнять абдуктивные умозаключения
- умеет выдвигать гипотезы
- Умеет пользоваться базой РИНЦ
- Умеет пользоваться сервисом Semantic Scholar
- Умеет искать статистические и открытые данные
- Критически читает материалы СМИ
- Идентифицирует основные типы источников
- Уметь выбирать библиотечные базы и базы цитирования под задачу
- Уметь искать в библиотечных базах, в том числе создавать персонализированные сценарии для поиска, использовать возможности персонализации при работе с базами
- Уметь выбирать базы открытых данных под свою задачу
- Умеет отличать добросовестные научные журналы от хищнических, в том числе в случае OAJ
- Умеет оценивать качество баз данных и качество использованных в публикациях данных
- Умеет применять на практике стратегии чтения
- Может отличить сильную академическую статью от слабой
- Умеет использовать сервисы с ИИ для повышения эффективности чтения
- Может отличить этичное использование ИИ от неэтичного в учебном и исследовательском контекстах
- Может предупредить неэтичное использование ИИ в учебе и исследованиях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Поиск статей и баз данных
- Тема2. Как оценить качество журналов и данных, которые вы нашли?
- Тема 3. Стратегии эффективного чтения
- Тема 4. Этичное использование ИИ в обучении и в исследованиях
- Умозаключения в формальной логике
- Построение гипотез
- Когнитивные искажения
Элементы контроля
- КвестСквозной квест по темам раздела 1 в жанре современность в сетинге редакции научно-популярного портала
- Тест по логикеТестирование нацелено на оценку того, как студенты освоили материалы первого раздела дисциплины, посвященного основам логики. Вопросы будут касаться базовых вопросов логики: понятий, их основных характеристик, суждений, их разновидностей и структуры, а также умозаключений, их особенностей и ключевых компонентов. Вопросы будут касаться как базовой теории логики, так и практики — применения логики к оценке корректности суждений и умозаключений.
- Тест по критическому чтениюДанное тестирование проводится в последний семинар дисциплины. Оно нацелено на проверку усвоения студентами природы, основных особенностей и разновидностей когнитивных искажений. Студенты должны уметь понимать типы искажений, опознавать их типы и характерные особенности, уметь распознавать признаки когнитивного искажения в читаемом материале.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * Квест + 0.3 * Тест по критическому чтению + 0.3 * Тест по логике
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кожеурова, Н. С. Логика : учебное пособие для вузов / Н. С. Кожеурова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08888-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468372 (дата обращения: 27.08.2024).
- Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации : учебник и практикум для вузов / И. В. Хоменко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7917-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468408 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 18472 - Т.Чатфилд - Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - 9785961420920 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18472
- Гомбоева, И. С., & Gomboeva, I. S. (2019). Критическое мышление как один из профессиональных навыков специалиста будущего: теория и практика вопроса ; Critical thinking as one of the professional skills of the specialists of the future: theory and practice issue.