Бакалавриат
2024/2025
Философия науки
Статус:
Курс обязательный (Программная инженерия (очно-заочное обучение))
Направление:
09.03.04. Программная инженерия
Кто читает:
Кафедра математики (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абрашкин Анатолий Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
«Изучение естественных наук я считаю отличной школой для ума. Нет школы лучше той, где дается понятие о чудном единстве и неуничтожимости материи и сил природы» Майкл Фарадей Задачи дисциплины «философия науки» - фундаментальны: освоение обязательного для любого культурного человека минимума естественнонаучных знаний, формирование основ научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления. В процессе изучения дисциплины слушатели, повышая свой культурный уровень (а естествознание – неотъемлемая часть единой культуры!), знакомятся не только со спецификой науки и этапами ее развития, панорамой культурно-исторических и научных сюжетов, но и с механизмами получения новых знаний, смены научных парадигм, с массивом основных естественнонаучных концепций. Естествознание – энциклопедия методов и моделей, примеров их применения. Рациональный научный метод, стартовав в примерах точного естествознания, в процессе обучения должен приобрести статус междисциплинарного, проникая в экономику, менеджмент, социологию, управление, экологию и др., оттачивая технологию и культуру моделирования, формируя особую модельную культуру мышления.
Цель освоения дисциплины
- В результате изучения дисциплины «философия наки» студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности: Знания: основных естественнонаучных явлений и законов, границ их применимости; основных естественнонаучных концепций, принципов, теорий в их взаимосвязи и взаимовлиянии; исторических аспектов развития естествознания; наиболее распространенных методов исследования в разных областях естествознания. Умения: объяснять и анализировать основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты, опираясь на современные естественнонаучные представления и концепции, используя знания фундаментальных естественнонаучных законов; работать с естественнонаучной литературой (информацией) разного уровня; понимать, критически анализировать базовую естественнонаучную информацию, опираясь на современные естественнонаучные представления; применять основы и результаты естественнонаучного опыта, а также пользоваться естественнонаучным рациональным методом при принятии решений в профессиональной области; готовность использовать на практике знания теоретических основ современной естественнонаучной картины мира, основных понятий, законов и моделей естествознания, представлений об основных естественнонаучных методах анализа. Навыки: использования основных естественнонаучных законов и принципов в важнейших практических приложениях; критического (рационального) мышления, анализа и оценки научной информации; применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных и техногенных явлений; использовании творческого подхода в поиске, отборе, обобщении и применении на практике естественнонаучной информации. Компетенции: Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Планируемые результаты обучения
- получение современных представлений о взаимодействии человека, живой и неживой природы.
- понимание современных представлений о фундаментальной и прикладной науке, ее влиянии на современную цивилизацию.
- Умение ориентироваться и разбираться в современных аспектах философии и естествознания.
Содержание учебной дисциплины
- Общефилософские аспекты естествознания
- Физико-химические основы естествознания
- Наука и жизнь
Элементы контроля
- Экзамен
- онлайн курскурс студенты проходят самостоятельно на сайте https://openedu.ru/course/spbstu/CONCMOD/. результат прохождения студент обязан представить преподавателю не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты проведения экзамена.
- Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Отюцкий, Г. П. Концепции современного естествознания : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. П. Отюцкий ; под редакцией Г. Н. Кузьменко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-8255-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433257 (дата обращения: 28.08.2023).
- Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания : учебное пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под редакцией В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438369 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10214-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442448 (дата обращения: 28.08.2023).
- Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377 (дата обращения: 28.08.2023).