Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя"

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательскую компетенцию. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Для трека «Преподавание в современном мире» отдельным разделом является выделение научной и практической проблемы, в ходе изучения которого студенты-учителя научатся смотреть на организованный ими образовательный процесс, как на объект исследования, выделяя факторы, связанные с достижением заявленных образовательных результатов и думая, как можно оказать на них влияние. Следующий раздел НИСа общий для обоих треков будет посвящен анализу литературных источников и формированию умения подбирать теоретическую рамку исследования, в ходе его изучения студенты научатся использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях. Также на обоих треках большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов исследовательскую компетенцию, включающую в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках.
  • Обосновывает актуальность проводимого исследования.
  • Выделяет научную проблему исследования и/или обосновывает практическую значимость.
  • Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках..
  • Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования, практической разработки
  • Формулирует цель исследования/практической разработки и вытекающие из нее задачи
  • Подбирает теоретическую рамку работы, на основании анализа литературы, включая ключевые научные теории
  • Анализирует организованный образовательный процесс с целью выделения факторов, связанных с образовательными результатами
  • Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
  • Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
  • Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
  • Подбирает дизайн исследования или апробации практической разработки релевантный цели и задачам
  • Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в НИС
  • Актуальность и научная или практическая проблема исследования или разработки
  • Выбор темы исследовательского проекта (исследования или разработки)
  • Формулировка исследовательского вопроса, целей и задач исследования или разработки
  • Выбор теоретической рамки исследования
  • Выделение научной и практической проблемы (только для трека «Преподавание в современном мире»)
  • Цифровые ключи к профилю ученого: цели создания и скрытые возможности
  • Библиметрические показатели: аналитические возможности
  • Содержание и функциональные возможности международных наукометрических баз
  • Содержание и функциональные возможности открытых библиотечных каталогов
  • Скрытые возможности привычных программ для ученого
  • Планирование научного исследования: от исследовательского вопроса до презентации результатов
  • Особенности научной деятельности в современную эпоху: до и после искусственного интеллекта
  • Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
  • Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
  • Сбор данных для количественного исследования. Отбор респондентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка обоснования темы исследования или разработки (research proposal)
  • неблокирующий Создание «научного колеса» по шаблону колеса Аллана Каррингтона
  • неблокирующий Выбор теоретической рамки исследования
  • неблокирующий Разработка инструмента исследования
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0 * Выбор теоретической рамки исследования + 0.7 * Разработка обоснования темы исследования или разработки (research proposal) + 0.3 * Создание «научного колеса» по шаблону колеса Аллана Каррингтона
  • 2024/2025 4th module
    0.7 * Защита исследовательского проекта + 0.3 * Разработка инструмента исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В.В., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил, Радаев, В.В., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев, В. В., 2005
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Лекции по психологии, Выготский, Л. С., 2006
  • Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И.Ф., 2002
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2009
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2011
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Кожухар В.М., 2012
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Лудченко А.А., Лудченко Я.А., 2001
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Розанова, Н.М., 2020
  • Педагогическая психология, Выготский, Л.С., 1999
  • Педология школьного возраста; Лекции по психологии развития, Выготский, Л. С., 2022
  • Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 1, под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского, 487 с., Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений. Т.1: Вопросы теории и истории психологии., Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений. Т.2: Проблемы общей психологии, Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений. Т.3: Проблемы развития психики, Выготский, Л. С., 1983
  • Собрание сочинений. Т.4: Детская психология, Выготский, Л. С., 1984

Авторы

  • Корешникова Юлия Николаевна
  • Пичугина Виктория Константиновна
  • Юрченко Олеся Викторовна
  • Горбунова Елена Васильевна
  • Поливанова Катерина Николаевна