Магистратура
2024/2025
Методология российской психологии личности
Статус:
Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс сфокусирован на анализе основных трудов отечественной психологии XX и XXI в. В ходе курса слушатели знакомятся с основными «школами» и теоретическими подходами, принятыми в российской психологии. Помимо анализа теоретических идей, внимание уделяется изучению биографий известных российских психологов, обращение к продуктам их деятельности. Проникновение в жизненный мир автора, чтение первоисточников, записных книжек, воспоминаний — все это направлено не только на реконструкцию взглядов ученого, но представляет собой задачу построения Диалога с автором и его взглядами. Результатом данного курса является приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской науки, осознанием основных научных противоречий. В качестве компетенций слушатели приобретут навыки осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы, благодаря осознанию которого разрабатываемое исследование могло бы давать прирост к имеющемуся теоретическому знанию.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской психологической науки.
- Развитие навыка вычленять основные научные противоречия.
- Развитие навыка осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы.
- Приобретение знаний об основных «школах» и теоретических подходах, принятых в российской психологии.
- Развитие умения обращаться к изучению биографий и продуктов деятельности ученых с целью воссоздания индивидуальной линии жизни автора в пересечении с его идеями.
Планируемые результаты обучения
- Знание и понимание основных идей изучаемых представителей отечественной психологии
- Знание основных биографических сведений об изучаемом деятеле науки
- Понимание структуры, целей и задач курса
- Способность анализировать теоретический материал, соотносить изучаемые идеи с конкретной исторической эпохой
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс методологии отечественной психологии личности
- Досоветский и начало советского периода российской психологии
- Культурно-исторический подход и конкретная психология Л.С. Выготского
- Методологические подходы/парадигмы в отечественной психологии
- О личности в пространстве отечественной психологии
- О сознании
- О бессознательном
- Кризис, схизис или закрытый перелом?
Элементы контроля
- ВовлеченностьОценивается посещение, активность и доклад
- Дополнительное заданиеДополнительное задание позволяет получить до 2 баллов. Задание выполняется командой из 3-4 человек. Дополнительное задание на 1 дополнительный балл: Составить текст и записать подкаст по теме, связанной с методологией российской психологии личности. Подкаст может представлять собой: 1) представление основных идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности; 2) биографический рассказ об одном или нескольких авторах, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности; 3) обсуждение в живом диалоге значения идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (можно в приложении к современным реалиям и проблемам); 4) самостоятельная идея (должна быть обсуждена с преподавателем). Дополнительное задание на 2 дополнительных балла: Снять и смонтировать короткометражный фильм по теме, связанной с методологией российской психологии личности. Фильм может представлять собой: 1) представление основных идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (в формате видео-урока); 2) документально-биографический рассказ об одном или нескольких авторах, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (можно включить в содержание интервью с экспертом/ами или теми, кто знал автора); 3) обсуждение в живом диалоге значения идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (можно в приложении к современным реалиям и проблемам); 4) самостоятельная идея (должна быть обсуждена с преподавателем). *В конце подкаста/видеоролика следует указать распределение ролей в команде. Озвучивать/сниматься в конечном продукте могут не все участники команды (это может быть представлено отдельной ролью). В рамках подкаста/видеоролика можно использовать цитаты из оригинальных источников. Комментарии к прочитанным цитатам от ведущего - обязательны. Подкаст/видеоролик не должен представлять собой исключительно чтение отрывка из книги или статьи автора(-ов) в области методологии российской психологии.
- ЭкзаменЭкзамен проводится по темам, пройденным в рамках курса, в устной форме. Элементы экзамена: - Воспроизведение знаний: устный ответ на вопрос (0,7) - Профессиональное использование знаний: решение кейса (кейс будет соотноситься с домашними заданиями и с семинарами) (0,2); - Творческое применение знаний и аналитика: приложение теорий, обсужденных в открытом вопросе или в кейсе, к собственной диссертации (0,1) Студенту заранее предоставляется список вопросов к части открытого вопроса, оформленный в виде билетов. Во время проведения устного опроса студент вытягивает один билет. На подготовку первой "пятерки" человек дается 30 минут. Во время подготовки студент может делать записи на пустом листе бумаги. Конспектами и иными справочными материалами, подготовленными до начала экзамена, пользоваться запрещено. Автомат не предусмотрен. Система полуавтомата: студент, набравший суммарно 7 баллов за активность и дополнительное задание, имеет право выбрать отвечать или на кейс, или на открытый вопрос.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Вовлеченность + 0.2 * Дополнительное задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бехтерев, В. М. Развитие личности и роль внушения. Избранные работы / В. М. Бехтерев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05976-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455031 (дата обращения: 27.08.2024).
- История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров, Канке, В. А., 2019
- Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский ; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09344-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427692 (дата обращения: 28.08.2023).
- Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский ; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09344-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456157 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11354-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457069 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 244 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09730-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452281 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 33 с. — ISBN 978-5-507-34563-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35304 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Методология психологии: проблемы и перспективы, Василюк, Ф. Е., 2013
- Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
- Теория и методология психологии : постнеклассическая перспектива, , 2007
- Ухтомский, А. А. Учение о доминанте / А. А. Ухтомский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05534-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454850 (дата обращения: 27.08.2024).
- Этапы пройденного пути : науч. биогр., Лурия, А. Р., 1982
Рекомендуемая дополнительная литература
- Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок, Выготский, Л. С., 1993