• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Социальная политика как инструмент устойчивого развития

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, социальными неравенствами и структурами в нем в целом и инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире все большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.). В результате освоения дисциплины студент должен: овладеть представлениями об ос-новных формах и механизмах взаимосвязи экономического и социального развития в современном обществе, сформировать навыки социальной диагностики типа, уровня развития и потребностей определенной социально-экономической системы с учетом характера ее неравенств и социальной структуры, а также выбора моделей и методов реализации социальной политики, адекватных им и прогнозной динамике социальной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является механизмом управления социальной системой, социальными неравенствами и структурами в нем, а также инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен дать определение понятиям "Государство всеобщего благосостояния", "Социальное государство";
  • Способен описать логику изменений социальной политики начиная с советского периода;
  • Способен описать модели Государств всеобщего благосостояния по типологии Esping-Andersen, привести примеры государств, определить тип политики по наблюдаемым на практике инструментам;
  • Способен описать систему объектов и субъектов социальной политики;
  • Способен описать систему социальной политики, в том числе в историии России;
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен охарактеризовать различие инструментов социальной политики регионов Российской Федерации (на примере реализации Национальных проектов), причины этих различий;
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен самостоятельно сконструировать социально-экономический индикатор
  • Умеет идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики;
  • Оценивать применимость цифровых технологии для целей государственного управления
  • анализировать цели и механизмы цифровой трансформации государственного управления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и функции социальной политики, объекты и субъекты социальной политики.
  • Модели государства всеобщего благосостояния.
  • История трансформации социальной политики в России. Социальный запрос.
  • Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей.
  • Цифровая трансформация государственного управления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Дискуссия на семинарских занятиях представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, подготовку письменных домашних заданий к семинарам в течение всего курса и их презентацию в течение семинара.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа представляет собой тестирование с открытыми и закрытыми вопросами, которое выполняется в конце курса в присутствии преподавателя в системе "Тесты" в Smart LMS. Оценочные средства для итоговой аттестации (тесты) включают вопросы, в которых требуется оценить истинность / ложность суждений и(или) вопросы с возможностью выбора правильного ответа из приведенного перечня и(или) открытые вопросы, на которые возможно предоставить ответ в свободной форме, отсылающие студента к разобранным в рамках лекций и семинаров материалам, а также к научным источникам, использованным для подготовки к семинарским занятиям и для самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.5 * Семинары + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., 2007
  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004
  • Стырин, Е. М. Государственные цифровые платформы: формирование и развитие : монография / Е. М. Стырин, Н. Е. Дмитриева. — Москва : Высшая школа экономики, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-2297-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., 2003

Авторы

  • Васанова Ольга Львовна
  • Слободенюк Екатерина Дмитриевна
  • Лежнина Юлия Павловна