Магистратура
2024/2025
Развитие системных техник от классики к современности
Статус:
Курс обязательный (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Будинайте Гражина Леонардовна
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на дальнейшее развитие навыков и знаний системного терапевта, полученных студентами в ходе обучения в МП "Системная семейная психотерапия". В ней проводится просмотр видеозаписей терапевтических сессий заметных представителей основных школ классической и современной системной терапии. Обсуждаются варианты работы по особым проблемам и запросам семьи - таким, как секрет в семейной системе, депрессия одного из членов семьи и других. Обучение протекает в форме профессиональных групповых дискуссий по руководством опытных преподавателей практиков. Дисциплина также ставит задачу формирование общего видения обучающимися всего поля Системной семейной терапии, умения сопоставлять и соотносить специфику, представленных на этом поле подходов - классических и современнных.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Развитие системных техник от классики к современности » являются: 1) Углубление студентами магистерской программы «ССТ» понимания основных принципов и дальнейшее совершенствование владения методами и техниками работы как в классических, так пост-классических и неоклассических направлениях Системной семейной психотерапии
- Вслед за подготовкой, полученной студентами в дисциплинах, по каждому из этих направлений, студенты продолжают осваивать логику, основные принципы и техники работы преимущественно с помощью видеотренингов по этим направлениям психотерапии, а также в результате проведения обсуждений, дискуссий и углубленного чтения литературы по указанным направлениям.
- Наглядно представление возможностей каждого из школ и подходов ССТ в работе с конкретными запросами и «специальными» темами в семейной системе.
- Знание основных этических принципов и требований в работе психотерапевта.
Планируемые результаты обучения
- Иметь общее представление о современном поле системной психотерапии, логике развития всего направления в целом.
- Иметь представление об основных этических аспектах и принципах в работе психотерапевта, Понимать специфику этических аспектов в работе с семьей; знать выработанные на сегодня в профессиональном сообществе как на международном, так и национальном уровне правила и нормы практики, супервизии, научных публикаций системного терапевта.
- Понимать специфику каждого направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
- Понимать специфику направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Классические и неклассические направления и школы системной семейной психотерапии в работе со "специальными темами" .
- Тема 1. Семейная система с членом семьи, страдающим от депрессии.Вариант работы Института Аккермана.
- Тема 2. Вариант терапевтической работы с семьей со взрослыми детьми в Транс-генерационном подходе М. Боуэна.
- Тема 3. Кризисное консультирование подростков
- Тема 4. Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. Вариант стратегической системной терапии в работе с гомосексуальной парой.
- Тема 5. Работа с семейными «секретами,» Вариант стратегической работы Института Аккермана.
- Раздел 2. Трансформация и развитие системной классической психотерапии. Современное состояние подхода.
- Тема 6. Современное поле системной психотерапии. Основные характеристики всех школ ССП - классика и современность.
- Тема 7. Трансформация и пути развития системной классической психотерапии.
- Раздел 3. Этика психологического консультирования и психотерапевтической практики.
Элементы контроля
- Письменная работа по теме: "Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. "
- Письменный анализ терапевтической работы в трансгенерационном подходеПисьменный анализ терапевтической работы в трансгенерационном подходе с семьей, где идентифицированный пациент - взрослый
- письменный анализ терапевтической работы с депрессиейПисьменный анализ терапевтической работы с парой, где оба партнёра переживают депрессивное состояние
- Анализ рейса работы с семейными «секретами»Письменный анализ случая работы с семейными «секретами» как варианта стратегической работы Института Аккермана
- Анализ интервью Линн Хоффман "Личная история семейной терапии".Анализ интервью Линн Хоффман "Личная история семейной терапии".
- коллоквиумОбсуждение основных характеристик всех школ ССП - классика и современность.
- Аудиторная работаОценка участия в дискуссиях
- Анализ кейса по кризисному консультированиюАнализ кейса по кризисному консультированию, выделение структуры консультации, описание используемых техник и принципов кризисного консультирования.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Анализ интервью Линн Хоффман "Личная история семейной терапии". + 0.1 * Анализ кейса по кризисному консультированию + 0.1 * Анализ рейса работы с семейными «секретами» + 0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Письменная работа по теме: "Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. " + 0.1 * Письменный анализ терапевтической работы в трансгенерационном подходе + 0.3 * коллоквиум + 0.1 * письменный анализ терапевтической работы с депрессией