Магистратура
2024/2025
Социальная психология образования
Статус:
Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Школа – это система, которая играет большую роль во взрослении детей, выполняя не только свою официальную функцию образовательного института, но и не менее важную, но неофициальную, функцию социального контекста. Школа во многом является для учеников моделью социума. Она на протяжении многих лет влияет на то, какие ценности, нормы и паттерны поведения формируются у детей, чего они ждут от мира, который находится за пределами школы, какие отношения и способы самовыражения считают для себя подходящими. Даже после окончания школы уже выросшие школьники в разных формах сталкиваются с эхом своего школьного опыта – счастливого, унылого, травматичного, разнообразного. Современное образование становится все более неоднородным, и школа перестала быть обязательным элементом взросления ребенка, но это обстоятельство сделало вопрос о роли школы в жизни ребенка еще более актуальным. Данный курс направлен на то, чтобы дать студентам разных направлений представление о школе как комплексном источнике опыта, оказывающем серьезное влияние на благополучие и социализацию детей в дальнейшем. Для этого, опираясь на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как школьный климат, благополучие школьников, взаимодействие семьи и школы, остановимся на таких вопросах, как поддержка автономии учащихся, буллинг, выгорание, обсудим роль школы в дальнейшей образовательной траектории человека. Отдельный акцент будет сделан на присутствии школьной тематики в медиа и массовой культуре. Курс будет полезен не только тем, кто связан со школой в силу профессиональной деятельности, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся психологией и социологией образования и взглядами современных исследователей на школу как элемент повседневности детей.