Магистратура
2024/2025
Стратегии в менеджменте университетов
Статус:
Курс обязательный (Управление в высшем образовании)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Управление в высшем образовании
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
"Стратегии в менеджменте" является ключевым обязательным курсом для студентов магистерской программы "Управление в высшем образовании" Института образования НИУ ВШЭ. В рамках курса рассматриваются современные подходы к стратегическому управлению, анализируются мыслительные процессы, связанные с разработкой стратегии, обсуждаются будущее и идеи развития университетов. В рамках курса студенты в малых группах разрабатывают проект "Видение будущего и стратегия развития университета", обсуждают результаты с преподавателем и приглашенными экспертами Института образования.
Цель освоения дисциплины
- Курс нацелен на формирование основы концептуального мышления и на освоение набора инструментальных методов решения задач, связанных с разработкой стратегии. Кроме того, курс нацелен на преодоление стратегического пессимизма, формирование новых установок у проектировщиков развития университетов, поиск идей для реализации проектов, формирование групп для кооперации внутри и вне программы, освоение инструментов проектирования и групповой работы.
Планируемые результаты обучения
- уметь создавать стратегии развития (вуза, факультета, института и т.п.)
- уметь представлять и продвигать результаты работы
- Анализировать основы управления реализацией стратегии, в том числе основы проектного управления в системе высшего образования
- Анализировать основы управления качеством высшего образования
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Стратегия и стратегический менеджмент
- Контексты развития систем высшего образования
- Ключевые тренды развития высшего образования (глобальные и национальные)
- Онлайн- семинар 1
- Онлайн- семинар 2
- Реализация стратегии: основные компоненты
- Бизнес-модели при управлении университетами
- Управление программой развития
- Проектно-продуктовое управление в образовательных организациях, юнит-экономика на примере образовательных организаций
- Семинар – проектное-продуктовое управление (онлайн)
- Онлайн- семинары и консультации по лекциям по реализации стратегии
- Онлайн- семинары и консультации по разработке проекта
- Система управления качеством в вузах
- Обсуждение проектов
- Защита проекта
Элементы контроля
- 1-я часть проекта "Стратегия развития вуза / Создание образования будущего"
- 2-я часть проекта "Стратегия развития вуза / Создание образования будущего"
- Итоговое представление проекта
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * 1-я часть проекта "Стратегия развития вуза / Создание образования будущего" + 0.25 * 2-я часть проекта "Стратегия развития вуза / Создание образования будущего" + 0.5 * Итоговое представление проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 22933 - М.Портер - Что такое стратегия? - нет номера - Альпина.Статьи - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22933
- Минцберг, Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента : учебно-практическое пособие / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. - 5-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 365 с. - ISBN 978-5-9614-7007-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838941
- Пейл, Ж. Реальная стратегия: как планировать только то, что можно воплотить : практическое руководство / Ж. Пейл. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 370 с. - ISBN 978-5-9614-6839-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1842381
Рекомендуемая дополнительная литература
- Университеты в России. Как это работает / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл., перераб. и доп. - 978-5-7598-2423-7 - Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. - 2022 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382773 - 382773 - iBOOKS