Магистратура
2024/2025
Методология и методы исследований в социологии
Статус:
Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Михайлова Оксана Рудольфовна
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе “Методология и методы исследований в социологии” рассматриваются основные методологические и методические проблемы, возникающие при планировании и проведении социологического исследования на уровне подготовки аспиранта, включающие в себя вопросы методологической рефлексии. Курс решает задачи освоения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для постановки исследовательской проблемы на уровне разработка собственного диссертационного исследования в аспирантуре, способов проведения эмпирического исследования, анализа и интерпретации данных на уровне современных стандартов эмпирического социологического исследования. В курсе уделяется внимание рассмотрению как метода массовых опросов и количественных исследований, так и методу интервью и качественного анализа текстовых данных. Приводится продуктивный опыт стандартизации опросных процедур, предпринятый Американской ассоциацией исследователей общественного мнения. Рассматриваются проблемы в вопросно-ответной коммуникации. Наряду традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях экспериментов. В качественной методологии внимание уделяется разным коммуникативным аспектам в ходе сбора полевых данных, дается обзор компьютерных программ и методологических подходов для анализа качественных данных. Таким образом, в ходе курса конструируется общая рамка проведения социологического исследования, оценка качества данных и возможности анализа данных.
Цель освоения дисциплины
- сформировать необходимые знания, навыки и умения в части проведения социологического исследования на уровне как участника, так и инициатора, организатора исследовательского проекта
Планируемые результаты обучения
- Умение измерять валидность и надежность социологических данных
- Умение использовать техники машинного обучения для анализа данных
- Умение оценить ошибку измерения в социологических опросах
- Умение проводить конфирматорный факторный анализ.
- Умение проводить мета-анализ
- Умение разработать дизайн экспериментальных опросов
- Умение рассматривать социологический опрос в рамках методологического подхода «общей ошибки исследования» (total survey error). Знание ошибок охвата, выборки, неответов и измерения.
- Умение составлять социологический инструментарий
- Умение тестировать социологический инструментарий
Содержание учебной дисциплины
- Базовые понятия методологии. Массовые опросы.
- Валидность и надежность данных.
- Конфирматорный факторный анализ. Латентно-структурный анализ.
- Сенситивные вопросы. Эффект интервьюера.
- Ответы респондентов на вопросы исследователя: когнитивная нагрузка и когнитивные процессы.
- Инструментарий. Тестирование инструментария.
- Мета-анализ.
- Эксперименты. Факторные опросы.
- Анализ текстовой информации и введение в машинное обучение.
Элементы контроля
- ActivityПодготовка докладов, участие в групповых заданиях, ответы на семинаре.
- Homework
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Activity + 0.1 * Activity + 0.35 * Homework + 0.3 * Homework
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
- Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Rosenthal, R., & DiMatteo, M. R. (2001). META-ANALYSIS: Recent Developments in Quantitative Methods for Literature Reviews. Annual Review of Psychology, 52(1), 59. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.59