• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Современная биохимия

Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 19.04.01. Биотехнология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Газарян Ирина Георгиевна, Никулин Сергей Вячеславович
Прогр. обучения: Клеточная и молекулярная биотехнология
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Современная биохимия" посвящен изучению ключевых процессов и молекулярных механизмов, управляющих жизнедеятельностью клеток. Он ориентирован на студентов 1 курса образовательной программы магистратуры «Клеточная и молекулярная биотехнология» и всех молодых ученых, стремящихся глубже понять биохимические основы клеточной биологии, а также их роль в норме и при различных патологиях. Особое внимание в курсе будет уделено изучению молекулярных механизмов работы различных ферментов и отклику на стрессовые условия. Данный курс направлен на подготовку студентов к дальнейшим исследованиям и практической работе в области биохимии и смежных дисциплин, таких как молекулярная биология и биотехнологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – углубленное изучение современных представлений о биохимии клеток, включая механизмы клеточной гибели и ответа на стресс. Студенты освоят ключевые концепции и механизмы, лежащие в основе клеточного метаболизма и сигналинга, а также научатся анализировать и интерпретировать современные научные данные в области биохимии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты понимают и могут объяснить работу гликолиза в клетке.
  • Студенты могут описывать строение и функции альфа-кетоглутарат-зависимых негемовых железодиоксигеназ.
  • Студенты понимают и могут объяснить работу цикла Кребса в клетке.
  • Студенты могут описывать строение и функции флаводитиолоксидоредуктаз.
  • Студенты понимают и могут объяснить работу электронтранспортной цепи и окислительного фосфорилирования в клетке.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы деления и слияние митохондрий.
  • Студенты могут описывать строение биомембран и их роль в клеточном сигналинге.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы работы апоптоза.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы работы аутофагии, лизосомная и протеасомная деградации.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы, лежащие в основе лизосомных болезней.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы окислительного стресса в клетке и работу транскрипционного фактора Nrf2.)
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы иммунного стресса в клетке и работу транскрипционного фактора NF-kB.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы регуляции железа в клетке.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы ферроптоза.
  • Студенты знают и могут объяснить новые тенденции в открытии и разработке лекарств.
  • Студенты могут описывать строение и функции эпигенетических ферментов.
  • Студенты могут описывать строение и функции белков-сенсоров гема, включая транскрипционный репрессор Bach1.
  • Студенты понимают и могут объяснить механизмы механизмы трафика органелл в клетке и работы молекулярных моторов.
  • Студенты понимают и могут объяснить способы применение ферментативной кинетики для описания клеточных процессов.
  • Студенты понимают и могут объяснить молекулярные основы аксонального наведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Гликолиз.
  • Альфа-кетоглутарат-зависимые негемовые железодиоксигеназы: механизмы и значение для реакции на стресс и эпигенетики.
  • Цикл Кребса.
  • Флаводитиолоксидоредуктазы: структура, механизм, функция (цикл Кребса, антиоксидантная защита).
  • Электронтранспортная цепь и окислительное фосфорилирование.
  • Деления и слияние митохондрий.
  • Биомембраны и сигналинг.
  • Апоптоз.
  • Аутофагия, лизосомная и протеасомная деградация.
  • Лизосомные болезни.
  • Окислительный стресс и транскрипционный фактор Nrf2.
  • Иммунный стресс и транскрипционный фактор NF-kB.
  • Регуляция железа в клетке.
  • Окислительный стресс и ферроптоз.
  • Новые тенденции в открытии и разработке лекарств.
  • Эпигенетические ферменты, гистондеацетилазы, структура и механизмы.
  • Транскрипционный репрессор Bach1 и другие белки-сенсоры гема.
  • Трафик органелл в клетке. Молекулярные моторы.
  • Применение ферментативной кинетики для описания клеточных процессов.
  • Эндоплазматический ретикулум, фолдинг и трафик белков.
  • Молекулярные основы аксонального наведения – механизм FAD монооксигеназы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1
  • неблокирующий Тест 2
  • неблокирующий Тест 3
  • неблокирующий Тест 4
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Тест 1 + 0.15 * Тест 2 + 0.15 * Тест 3 + 0.15 * Тест 4 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Molecular biology of the cell, , 2015
  • Molecular cell biology, , 2016
  • Основы биохимии Ленинджера. Т. 1: Основы биохимии, строение и катализ, Нельсон, Д., 2019
  • Основы биохимии Ленинджера. Т. 2: Биоэнергетика и метаболизм, Нельсон, Д., 2017
  • Основы биохимии Ленинджера. Т. 3: Пути передачи информации, Нельсон, Д., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Наглядная биохимия, Кольман, Я., 2019

Авторы

  • Степанова Евгения Владиславовна
  • Яхина Мария Рафаиловна