Магистратура
2024/2025
Методы выборочного исследования
Статус:
Курс обязательный (Социальный анализ рынков на цифровых и опросных данных)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Социальный анализ рынков на цифровых и опросных данных
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В программу курса входит изучение основных типов случайных выборок: стратифицированных, многоступенчатых, кластерных. Рассматривается зависимость точности получаемых результатов от дизайна и объема выборки. Проводятся вычисления статистической погрешности, а также минимального объема выборки, необходимого для обеспечения заданной точности. Изучаются особенности построения выборки для телефонных и онлайн опросов. Уделяется внимание практике применения выборочных методов в реальных исследованиях и анализу возникающих при этом проблем. В ходе семинарских занятий слушатели овладеют следующими методами отбора: простой случайный отбор, систематический отбор, отбор с вероятностью, пропорциональной размеру, отбор респондентов в домохозяйстве по карточкам Киша. При создании курса использовалась программа аналогичного курса Центра Выборочных Исследований (Survey Research Center) при Мичиганском Университете США, а также учитывался практический опыт проектирования выборок для исследований Фонда «Общественное мнение» в период с 1995 по 2023 годы.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными принципами построения выборки в социологических исследованиях
- Освоение методов построения выборки для разных типов исследований
- Изучение влияния конструкции выборки на точность получаемых результатов
- Приобретение слушателями практических навыков использования стандартных методов вероятностного отбора
Планируемые результаты обучения
- Владеет методами вычисления весовых коэффициентов для компенсации различий в вероятности отбора элементов и для пост-стратификации («ремонта» выборки)
- Владеет методами и навыками проведения простого случайного отбора и систематического отбора элементов совокупности
- Владеет методами и навыками проведения систематического отбора кластеров с вероятностью, пропорциональной размеру
- Владеет навыками использования таблицы и датчиков случайных чисел
- Знает основные методы конструирования выборки в социологических исследованиях и особенности их применения на практике
- Знает характер зависимости стоимости исследования и точности получаемых результатов от конструкции выборки
- Умеет вычислять минимальный размер выборки, обеспечивающий заданную точность
- Умеет вычислять оптимальный размер подвыборки в кластере
- Умеет вычислять статистическую погрешность выборочных средних оценок для разных типов выборок – простой случайной, стратифицированной, кластерной
- Умеет применять разные способы размещения выборки между стратами – пропорциональное, Неймана, оптимальное, равное
Содержание учебной дисциплины
- Выборка, основные понятия
- Простая случайная выборка
- Стратифицированная выборка
- Систематический отбор
- Кластерная выборка
- Построение всероссийской выборки
- Взвешивание данных
- Невероятностные выборки
- Особенности построения выборки для некоторых типов исследований
- Источники ошибок в выборочных исследованиях
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleИтоговая оценка определяется суммой набранных баллов из 100 возможных: Эссе (max 20 баллов) + Контрольная работа (max 20 баллов) + Домашнее задание (max 20 баллов) + Экзамен (max 40 баллов).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Baker, R., Brick, J. M., Bates, N. A., Battaglia, M., Couper, M. P., Dever, J. A., … Tourangeau, R. (2013). Summary Report of the Aapor Task Force on Non-Probability Sampling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5CC5872
- Методы социальных исследований : группы организации и бизнес, Браймен, А., 2012
- Основы построения выборки для социологических исследований, Чуриков, А. В., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- SECOND EDITION Guidelines for Best Practice in Cross-Cultural Surveys. (n.d.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8E3178AF
- Thompson, S. K. (2012). Sampling (Vol. 3rd ed). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442142