Магистратура
2024/2025





Курс обществознания в школе: современные требования к содержанию и методике преподавания
Статус:
Курс обязательный (Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе)
Направление:
41.04.04. Политология
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Калуцкая Елена Константиновна
Прогр. обучения:
Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Программа разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики» 2014 г. по направлению подготовки 41.04.04. Политология (Уровень подготовки – Магистратура). • Образовательной программой «Политология» по направлению подготовки 41.04.04. Политология. • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 41.04.04. Политология, магистерская программа «Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе». Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами политологического профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного методического и психолого-педагогического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций учителя обществознания с учетом изменений содержания и методик преподавания предмета в соответствии с требованиями Концепции обществоведческого образования и возрастных особенностей учащихся. Ставятся задачи: ознакомить слушателей программы с нормативно-правовой базой; раскрыть место и роль предмета в основной и средней школе; раскрыть личностные, предметные и метапредметные результаты обучаемых в основной и средней школе применительно к базовому и углубленному уровню; отработать на практике требования к тексту и методическому аппарату, работу учащихся с учебником в основной и средней школе; построить урок обществознания в современной школе и продемонстрировать применение ИКТ и мультимедийных ресурсов в школьном курсе; обучить основным технологиям активизации когнитивных процессов учащихся и повышения учебной мотивации. В этих целях предполагается провести экспертную оценку индивидуальных проектов урока обществознания с использованием новых методик и активизирующих технологий.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление об основных направлениях, целях и задачах государственной политики в области образования Умеет выделять цели изучения темы / раздела курса на основании требований ФГОС и ПООП
- Знает виды документов, используемых в обществоведческом курсе (научные и научно-популярные тексты; философские тексты; нормативные документы; политические документы; публицистические материалы; статистические материалы; информационные материалы; материалы «круглых столов», конференций, дискуссий и т.п.). Владеет приемами работы с различными видами документов. Умеет разработать задания к документам по блокам обществоведческого курса.
- Знает историю становления обществоведческого образования в России Владеет приемами анализа требований стандартов и программ, соотнесению их современными реалиями
- Знает методы и способы активизации учебной деятельности Умеет проектировать учебные ситуации и проблемные задачи с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся
- Знает особенности и требования современных УМК, входящих в ФП Умеет разрабатывать задания на усвоение понятийного аппарата с учетом возрастных особенностей.
- Знает современные требования ФГОС к проектированию урока Владеет информацией о формах и типах уроков в основной и средней школе Умеет оценивать эффективность урока по его структуре, целям и планируемым результатам
- Знает сущность образовательной технологии, понимает ее отличие от приема и метода Умеет проектировать элемент урока с использованием определенной образовательной технологии
- Знает требования, предъявляемые учителю обществознания, владеет информацией об аттестации Умеет проводить анализ самоподготовки учителя к уроку
- Знать и уметь учитывать возрастные особенности в преподавании. Уметь составлять разноуровневые задания для самостоятельной работы на уроке.
- Знать место и роль ИКТ в деятельности учителя и учащихся. Уметь разрабатывать презентации к уроку по определенной теме. Уметь подбирать Интернет-ресурсы и разрабатывать заданий к ним по заданной теме.
- Знать содержание тем раздела «Политология» Уметь разрабатывать конспект / сценарий / технологическую карту урока по одной из тем раздела
- Знать типы заданий предметных олимпиад и ГИА. Уметь анализировать задания предметных олимпиад по политологии и обществознанию. Умение разрабатывать вопросы повышенной сложности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Государственная политика в области обществоведческого образования (ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция обществоведческого образования, ФГОС
- Тема 2. Обществознание как учебный предмет и его место в современном российском образовании
- Тема 3. Основные требования к учителю обществознания.
- Тема 4. Современный урок обществознания: структура, содержание
- Тема 5. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной работе.
- Тема 6. Современные технологии преподавания обществознания
- Тема 7. Работа учащихся с текстом учебника. Современные УМК по обществознанию.
- Тема 8. Работа с различными источниками социальной информации
- Тема 9. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании обществознания
- Тема 10. Разработка заданий разного уровня сложности по предложенной теме
- Тема 11. Творческие задания для школьников.
- Тема 12. Разработка планов-конспектов уроков по темам раздела «Политология»
Элементы контроля
- Опросы на семинарских занятиях, подготовка эссе и докладов по темам, выбранным магистрантамиПреподаватель оценивает работу магистрантов на семинарских занятиях: уровень проработки литературы (включая дополнительную), активность в дискуссиях, логичность и доказательность выступления, самостоятельность выводов. Дополнительные баллы магистрант может заработать за работу с кейсами, написание эссе, подготовку докладов, темы которых предварительно обсуждаются и утверждаются преподавателем, а также за активное участие в их обсуждении.
- Работа с кейсом (составление плана-конспекта / технологической карты) индивидуальноВ ходе практических занятий студенты знакомятся с основными требованиями реализации системно-деятельностного подхода к обучению политологии и дисциплин обществоведческого цикла; ими изучаются основные приемы организации самостоятельной деятельности учащихся. Написание развернутых планов-конспектов / технологических карт уроков является одним из итогов изучения курса. Каждый студент обязан не только предоставить зачетный план-конспект по выбранной теме урока, но и в ходе текущих практических занятий решать учебные задачи, составляя тот или иной компонент плана-конспекта. План-конспект включает: - название темы урока - определение типа урока (формы учебного занятия) - определение основных требований к усвоению содержания темы (образовательные, развивающие, воспитательные) - разработка конспекта по плану 1. Проверка домашнего задания Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Изучение нового материала - Мотивационный блок - Информационно-аналитический блок Деятельность учителя Деятельность учащихся - Рефлексивный блок 1) подведение итогов урока 2) рефлексия 3) задание на дом
- Работа магистрантов в малых группах с кейсом на практических занятияхМагистранты работают индивидуально и в малых группах. При оценивании учитывается личный вклад каждого магистранта в общий результат - верность выполнения задания, опора на нормативную базу, подбор актуальных методов и средств для решения поставленной проблемы.
- тестТесты подразделяются по темам и вариантам в рамках каждой темы, предполагающей тестирование магистрантов
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Работа магистрантов в малых группах с кейсом на практических занятиях + 0.25 * Опросы на семинарских занятиях, подготовка эссе и докладов по темам, выбранным магистрантами + 0.25 * Работа с кейсом (составление плана-конспекта / технологической карты) индивидуально + 0.25 * тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Методика обучения обществознанию : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 474 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433484 (дата обращения: 28.08.2023).
- Обществознание. Модуль 1. Социология: Учебное пособие / Громакова В.Г., Савченкова И.Н., Васьков М.А. - Ростов-на-Дону:Южный федеральный университет, 2016. - 90 с.: ISBN 978-5-9275-2176-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996153
- Современные образовательные технологии. : учебное пособие / Н. В. Бордовская, И. М. Бродская, Ж. К. Дандарова [и др.] ; под ред. Н. В. Бордовской. — Москва : КноРус, 2020. — 432 с. — ISBN 978-5-406-07519-7. — URL: https://book.ru/book/932673 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования). - ISBN 978-5-9925-0986-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044056
- Моисеев Е.Г.; под ред. Бекяшева К.А. - Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие для студентов (учащихся) СПО - Оригинал-макет - 2017 - ISBN: 978-5-9909133-5-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34668
- Политология в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова, Ю.А. Шестаков; под ред. А.М. Руденко. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 274 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/1717-3. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/907585
- Радько Т.Н. и др. - Обществознание - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-07646-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/18585
- Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438985 (дата обращения: 28.08.2023).
- Современные образовательные технологии. : учебное пособие / Н. В. Бордовская, И. М. Бродская, Ж. К. Дандарова [и др.] ; под ред. Н. В. Бордовской. — Москва : КноРус, 2013. — 433 с. — ISBN 978-5-406-02535-2. — URL: https://book.ru/book/914307 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Соловьев, А. И. Политология : учебное пособие / А. И. Соловьев. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 242 с. — ISBN 978-5-7567-0909-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97258 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 512 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9776-0224-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541825
- Сычев, А. А., Обществознание. : учебное пособие / А. А. Сычев. — Москва : КноРус, 2020. — 380 с. — ISBN 978-5-406-07384-1. — URL: https://book.ru/book/932116 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.