Магистратура
2024/2025
Психология медиаэффектов
Статус:
Курс обязательный (Медиапроизводство и медиааналитика)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кудрявцева Елена Игоревна
Прогр. обучения:
Медиапроизводство и медиааналитика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина ориентирует студентов в возможностях репрезентативных систем разной модальности транслировать коммуникативную интенцию автора. Исследуются различные инструменты культуры, такие как цвет, форма, пространство, архетип, речь и текст и их совместное использование для формирования медиаконтента. Анализируются эффекты интерпретации полимодальных форм (креализованные тексты, видео) как знаков особой природы. Студенты выполняют практические работы по применению психосемантических инструментов анализа медиапродуктов.
Цель освоения дисциплины
- Ориентация студентов в разнообразии медиаэффектов и природе их возникновения
- Формирование устойчивых представлений об этических границах формирования и применения медиаэффектов
- Формирование базовых навыков планирования и формирования медиаэффектов в соответствии с поставленной задачей
Планируемые результаты обучения
- Знаком и различает тексты ведущих психологов медиаэффектов
- Знаком с положениями теории медиаэффектов
- Применяет основные положения теорий медиаэффектов к анализу современных явлений в сфере медиа
- Ориентируется в современных медиаэффектах - знает основные концепции и использует их в практике медиаисследований.
- Применяет различные социологические теории медиаэффектов к анализу отдельных недостоверных новостей
- Рассказывает о наиболее широко известных массово-коммуникационных эффектах и об основных теоретических разработках в области теории медиаэффектов.
- решает задачи по идентификации психологических медиаэффектов и процессов в конкретном фактическом материале
- Знает основные понятия и классификации в рамках медиаэффектов и медиапотребления, распространенные в актуальной академической дискуссии
- Умеет описывать феноменологию медиаэффектов в академических терминах
- Использует концепции и модели для объяснения медиаэффектов
Содержание учебной дисциплины
- Теория медиаэффектов
- Концепции описания и формирования медиаэффектов
- Разнообразие медиаэффектов
- Медиа манипулирование
- Медиамейнстрим и производные медиаэффектов
- Формирование индивидуального, группового и массового настроения
- Технологии формирования медиаэффектов
- Фейкинг в современном медиапространстве
Элементы контроля
- Домашнее заданиеСамостоятельный подбор медиа материала по теме, заданной преподавателем с письменным комментарием, характеризующим медиа эффект
- АктивностьАктивность при обсуждении кейсов/вопросов на семинарских занятиях
- Самостоятельный аналитический проектПроведение сравнительного анализа матери алов из разных источников на одну и ту же тему с использованием измерительных и нструментов
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.3 * Активность + 0.35 * Домашнее задание + 0.35 * Самостоятельный аналитический проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Душкина, М. Р. Психология влияния в социальных коммуникациях: психологическое воздействие — методы и технологии : монография / М. Р. Душкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 213 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12739-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519117 (дата обращения: 27.08.2024).
- Психология влияния и манипуляций : учебное пособие / составитель Л. С. Самсоненко. — Оренбург : ОГПУ, 2022. — 70 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/239615 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hidayat, F. P., & Ginting, R. (2020). Media Literacy of Communication Students in Using Facebook. https://doi.org/10.21111/ejoc.v5i1.3947
- LaGarde, Jennifer, and Darren Hudgins. Fact Vs. Fiction : Teaching Critical Thinking Skills in the Age of Fake News, International Society for Technology in Education, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5880820.
- Melissa Zimdars, & Kembrew McLeod. (2020). Fake News : Understanding Media and Misinformation in the Digital Age. The MIT Press.
- Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
- Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
- Жилавская, И. В. Виды медиа: типология и история : учебное пособие / И. В. Жилавская, К. К. Онучина. — Москва : МПГУ, 2020. — 208 с. — ISBN 978-5-4263-0894-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252998 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Зверева, В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры : монография / В. В. Зверева. — Москва : РГГУ, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-7281-1267-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/291275 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.