Магистратура
2024/2025
Советский субъект и советская цивилизация
Статус:
Курс обязательный (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Козлов Дмитрий Сергеевич
Прогр. обучения:
Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом курса являются различные научные теории, а также художественные и повседневные практики 1920-х – 1930-х годов, связанные с построением нового субъекта (формирование специфических представлений в области физиологии, психологии, педагогики, этнографии, философии языка и теории литературы и т.д.) и новой советской повседневной культуры (от новых практик взаимоотношений полов до разработки гигиенических программ и программ физического воспитанию). Все эти теории и практики, независимо от степени радикальности и новизны, были направлены на формирование индивидуальной субъективности и коллективной идентичности: советского человека и социалистического общества. Эксперименты 1920-х – 1930-х особенно интересны тем, что они не являли собой некоего единого и внутренне монолитного проекта, но, наоборот, представляли собой множество конкурирующих научных, художественных и идеологических программ, зачастую апеллирующих к политическим взглядам различных групп внутри коммунистической партии.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными проблемами исторического описания ранней советской культуры в контексте формирования нового типа субъективности и культурной революции как способа его производства
- Использование базовых научных понятий, применяемых при анализе литературного текста и явлений культуры
Планируемые результаты обучения
- Владеет пониманием литературной политики ранней советской эпохи. Ориентируется в культурной ситуации 1920-х гг. Имеет представление о трудовом праксисе как основе нового языка.
- Знает различные модели описания перехода от революционно-утопической культуры 1920-х к сталинской культуре 1930-х. Имеет представление о «советской субъективности» и дискурсивных механизмах, стоящих за процессом ее становления. Понимает механизмы и задачи репрезентации революции.
- Имеет комплексное представление о движении литературы 1920-193-х гг. от богоборчеству к огочеловечеству. Ориентируется в новых утопических перспективах 1920-х годов, в движении к соцреализму 1930-х гг.
- Имеет представление о переходе научной организации труда к идеям новой органики экстатического труда.
- Имеет представление о пластике и сценическом движении как центральном механизме производства смысла. Знает концепцию биомеханики В. Мейрехольда.
- Имеет представление о революции как тотальном отстранении действительности. Знает основные черты основных понятий русского формализма: остранения, автоматизации/деавтоматизации, закона экономии усилий и закона дополнительной траты
Содержание учебной дисциплины
- Различные модели описания перехода от революционно-утопической культуры 1920-х к сталинской культуре 1930-х.
- Дисциплины тела: от научной организации труда к идеям новой органики экстатичного труда.
- Тэйлоризм на службе у пролетариата: НОТ А. Гастева и биомеханика В. Мейерхольда.
- Революция как тотальное остранение действительности (русский формализм как теория нового типа субъективности)
- Литературная политика
- 1920-1930-е: от богоборчества к богочеловечеству
Элементы контроля
- Устный докладТема доклада предлагается студентом и утверждается преподавателем. В докладе раскрывается, на основании дополнительного материала, одна из тем (проблем), обсуждавшихся на занятии. Дополнительный материал включает в себя результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом. Речь идет, прежде всего, самостоятельном анализе проблем истории ранней советской культуры на одном из языков: русском, английском, немецком, французском. Допускается привлечение иных языков. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках того или иного вопроса, существенного для истории неофициального литературного сообщества.
- Аудиторная работаОценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в виде подготовки экзаменационного эссе. Тема эссе повторяет тему курсовой работы студента.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Устный доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Булюлина, Е. (2012). «Станция Отправления — Ссср, Станция Назначения — Коммунизм!»: История Страны В Лозунгах 1920-Х Гг. Вестник Нижневартовского Государственного Университета, 4.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ivanov, A. A. (2012). Soviet Literature and ⪡Passion for Real⪢: to the Problem of Artistic Field Autonomy. Bulletin of PNU, 27(4), 285–294.