2024/2025
Маркетинг медицинских услуг
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент политики и управления
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Тарасенко Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение дисциплины «Маркетинг медицинских услуг» дает теоретические представления и сформирует практические навыки магистров первого года обучения в области управления маркетингом медицинских услуг. Маркетинг медицинских услуг позволяет формировать спрос на медицинские услуги и стимулировать их распределение, проводить исследования рынков, вводить новые продукты, осуществлять грамотную ценовую политику. Главная форма оценивания работы магистра - письменный экзамен по итогам курса. Дополнительная форма – выставление оценок за работу на семинарах (по итогам выполнения заданий преподавателя), контрольная работа и написание рефератов.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Маркетинг медицинских услуг» - сформировать базовые знания о маркетинге медицинских услуг. Обсуждаются главные тенденции развития рынка медицинских услуг на зарубежном и отечественном материале Подробно раскрываются теоретические основания и практические аспекты маркетинга в здравоохранении, возможности и ограничения маркетинговых механизмов, рассматриваться проблемы эффективного применения маркетинга в деятельности медицинской организации, включая особенности управления интегрированными маркетинговыми коммуникациями медицинской организации, методики оценки коммуникативной и экономической эффективности рекламы медицинских услуг, методики управления потребительским выбором пациентов, факторы, влияющие на выбор пациентом медицинской клиники и врача. Разбираются конкретные «бизнес кейсы» по продвижению платных медицинских услуг, позиционированию бренда медицинских организации.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет навыками аналитического анализа маркетинговой деятельности медицинской организации
- Студент владеет навыками использования современных инструментов, применяемых в проведении маркетинговой деятельности, получения и анализа необходимой информации
- Студент владеет навыками позиционирования бренда медицинской организации
- Студент владеет навыками эффективной деловой письменной и устной коммуникации
- Студент знает ключевые понятия, цели и задачи использования медицинского маркетинга
- Студент знает основные модели потребительского поведения на рынке медицинских услуг
- Студент знает основные модели ценообразования на медицинские услуги
- Студент знаком с ключевыми показателями оценки рынка медицинских услуг
- Студент ознакомлен основными приемами работы на рынке медицинских услуг
- Студент ознакомлент с основными подходами к оценке экономической и коммуникационной эффективности маркетинговых коммуникаций медицинской организации
- Студент умеет анализировать результаты маркетингового аудита на рынке медицинских услуг
- Студент умеет выбирать пригодные в конкретных ситуациях методы маркетинговых исследований
- Студент умеет идентифицировать возможности рынка медицинских услуг в терминах потребительских выгод, свободных ниш, зон неудовлетворенности потребителей по исследуемым категориям медицинских услуг
- Студент умеет осуществлять анализ маркетинговой среды медицинской организации
- Студент умеет разрабатывать концепции проведения маркетинговых мероприятий
- Студент умеет разрабатывать маркетинговую стратегию продвижения медицинских услуг
- Студент умеет сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей
- Студент умеет управлять поведением потребителей медицинских услуг
Содержание учебной дисциплины
- . Особенности позиционирования медицинских услуг
- Теоретические основы маркетинга в здравоохранении. Общественная роль маркетинга в модернизации системы здравоохранения
- Маркетинг на рынке медицинских услуг
- Маркетинговая среда медицинской организации
- Рынок медицинских услуг
- Потребительское поведение на рынке медицинских услуг
- Ценообразование на медицинские услуги
- Организация и проведения маркетинговых исследований в здравоохранении
- Маркетинговые коммуникации на рынке медицинских услуг
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.1 * Активность на аудиторных занятиях + 0.1 * Активность на аудиторных занятиях + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 570 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3225-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425174 (дата обращения: 28.08.2023).
- Маркетинг и конкурентоспособность медицинской организации : монография, Романов, А. И., 2013
- Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Ромат, Е. В., 2020
- Расширение потребительского выбора в здравоохранении : теория, практика, перспективы, Бондаренко, Н. В., 2012
- Экономика здравоохранения, , 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Glen I. Spielmans, Peter I. Parry, & Olanzapine Quetiapine. (2010). P: From Evidence-based Medicine to Marketing-based Medicine: Evidence from Internal Industry Documents. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A0698898
- Marketing Medicine. (2016). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315794198
- Джеффри М. - Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 384с. - ISBN: 978-5-91657-666-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62237
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / ВЗФЭИ; Под ред. Н.А. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 272 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0030-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/124825