• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

История педагогической мысли и реформы образования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина погружает студента – управленца в сфере образования в круг проблем истории образования, шире – педагогической мысли, развитие которой неразрывно связано с цивилизационной трансформацией общества. Представленный (осваиваемый) материал позволяет студенту познакомиться с современными взглядами на теорию и историю образования, задуматься над этическими и идейными основами их решения различными школами. Изучение дисциплины базируется на гуманитарных и общественных дисциплинах, которые студент изучал в школе и бакалавриате. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть: читательской грамотностью, которую мы понимаем (PISA) как – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; информационная грамотность, которую мы будем понимать как набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • создать условия для осмысления студентами связей между динамикой цивилизационных изменений (в первую очередь – понимание смысла существования человека в ту или иную эпоху) и целями и задачами образования конкретного индивида, а так же – «инфраструктуру обучения» (образовательные технологии) и образования в целом;
  • знакомство управленца, работающего в сфере образования, с важнейшими образовательными идеями, концепциями и теориями, оказавшими значительное влияние на развитие и состояние общества;
  • осознание и осмысление философских и идеологических оснований собственного профессионально-педагогического мировоззрения (самоопределение в пространстве педагогических идей) и, как следствие – становление управленца как педагогического лидера;
  • приобретение навыков и опыта: описания, анализа, оценки и адаптации ключевых образовательных идей в процессе изучения и проектирования реальной образовательной практики; анализа связей между важнейшими образовательными теориями, причинами, породившими их и проблемами современного образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • может объяснить многоукладность института образования в развитии личности, общества и государства, описывает школу как объект культуры, а школьные практики как средство обретения учащимися разнообразного вида опыта;
  • проводит рефлексию образовательных (школьных) практик как средства приобщения человека к культуре;
  • магистрант сможет называть основные события в истории образования, давать им краткую характеристику, описывать значение для развития института образования
  • магистрант может характеризовать историю образования как историю человеческой культуры в ее материальном и духовном воплощении;
  • магистранты смогут называть выдающие педагогические произведения, давать им краткую характеристику, описывать влияние на развития образовательных практик;
  • магистранты смогут проводить рефлексивный анализ уклада собственной школьной жизни с позиции ключевых содержательных линий в истории педагогики, спектра педагогических идей;
  • магистрант сможет проводить наблюдения за школьными практиками с позиции их антропоцентричности, сформулировать выводы и интерпретировать полученные результаты;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое образование?
  • Основные сюжеты в истории педагогической мысли и реформах образования
  • Ключевые тексты в истории педагогической мысли
  • Личностная педагогика: культурно-исторический анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Педагогическая хрестоматия
    В рамках данного задания магистранты создадут хрестоматию текстов, которые могут быть использованы для работы с педагогическим коллективом в различных форматах (педсоветы, кафе-мидраш, тренинги и мастер-классы)
  • неблокирующий Основные факты истории образования и педагогической мысли
    Тест из 20 вопросов по освоенному материалу курса
  • неблокирующий Директор школы и педагогический коллектив: зачем им история образования и педагогической мысли?
    В рамках данного задания необходимо выполнить рефлексию исторических сюжетов в истории образования сквозь призму текущей деятельности коллектива и директора.
  • неблокирующий Культура моей школы
    В рамках данной работы предстоит провести исследование культуры собственной школы на предмет выявление ее существенных черт - декларируемых и реально воплощаемых
  • блокирующий Буктрейлер "7 уроков для директора"
    При оценке работы будет использован принцип взаимного оценивания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Директор школы и педагогический коллектив: зачем им история образования и педагогической мысли? + 0.6 * Педагогическая хрестоматия
  • 2024/2025 3rd module
    0.4 * Буктрейлер "7 уроков для директора" + 0.3 * Культура моей школы + 0.3 * Основные факты истории образования и педагогической мысли
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беспощадный учитель : педагогика non - fiction, Ямбург, Е. А., 2018
  • Бессонов, Б. Н.  Философия и история образования : учебник и практикум для вузов / Б. Н. Бессонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 354 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4653-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450409 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Блинов, В. И.  Педагогика 2. 0. Организация учебной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14773-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520289 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Газгиреева, Л. Х.  История педагогики и образования: государственная педагогика России : монография / Л. Х. Газгиреева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 149 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10624-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516237 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Голицина, С. С. Общая педагогика: рабочая тетрадь : учебное пособие / С. С. Голицина, А. А. Корсакова. — Кострома : КГУ, 2020. — 58 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176327 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гуревич, П. С.  Философия и история образования. От Античности до эпохи Просвещения : учебное пособие для вузов / П. С. Гуревич, О. К. Филатов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08650-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513668 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев А.Н., 2005
  • Дидактика : пособие для практических занятий, Ситаров, В. А., 2008
  • Жизнь в классе, пер. с англ. Р.Устьянцева, Т. Соколовой ; науч. ред. пер. А. Сидоркин, Т. Соколова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, [XII], 235 с., Джексон, Ф., 2016
  • Из тайных архивов русской школы : история образования в портретах и документах, Цирульников, А. М., 2021
  • История образования и педагогической мысли - Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1916409 - 355391 - ZNANIUM
  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов, Васильева, З. И., 2001
  • История образования конца XIX – начала XX вв. через призму актуальных педагогических теорий и практик: хрестоматия : учебное пособие / составитель Е. И. Пургина. — Екатеринбург : УрГПУ, 2018. — 204 с. — ISBN 978-5-7186-1051-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/182716 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Китов, А. Ю. Философия и история образования : учебное пособие / А. Ю. Китов. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2017. — 176 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100833 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Липецкий опыт и педагогика XXI века. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения К. А. Москаленко. Липецк, 31 октября 2017 г : сборник научных трудов / под редакцией Н. В. Фединой. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2017. — 220 с. — ISBN 978-5-88526-898-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111997 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Литвиненко, Н. В. История образования и педагогики : учебно-методическое пособие / Н. В. Литвиненко. — Оренбург : ОГПУ, 2018. — 123 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113334 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Несерьезная педагогика, Корчак, Я., 2022
  • Педагогика для всех, Соловейчик, С. Л., 2001
  • Педагогика угнетенных, Фрейре, П., 2018
  • Пинская, М. А., Косарецкий, С. Г., & Фрумин, И. Д. (2013). Effective schools in complex social contexts ; Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.66C023CB
  • Попов, Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика / Е.Б. Попов - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 156 с.ISBN 978-5-16-103279-4 (online). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/515330
  • Попов, Е. Б. Гуманистическая педагогика: история, реальность, перспективы / Е.Б. Попов - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 323 с. (Научная мысль)ISBN 978-5-16-103278-7 (online). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/515328
  • Психология и педагогика: просто о сложном : популярные очерки и этюды, Бим-Бад, Б. М., 2010
  • Путилова, Л. М.  Философия и история образования : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Путилова, М. И. Бубнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03559-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434119 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Путилова, Л. М.  Философия и история образования : учебник для вузов / Л. М. Путилова, М. И. Бубнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03559-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512438 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Школа на пути к свободе : культурно - историческая педагогика, Ямбург, Е. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История педагогики, Хуторской, А., 2022
  • Как учились на Руси : история образования в России, Колпакова, О. В., 2009
  • Личность в координатах медиа, , 2020
  • Личность в психологии, Оллпорт, Г. В., 1998
  • Педагогика : учеб. пособие для вузов, Бордовская, Н. В., 2003
  • Педагогика : учебник и практикум для вузов, Голованова, Н. Ф., 2018
  • Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие, Коджаспирова, Г. М., 2019
  • Сериков, В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии : монография / В. В. Сериков. — Москва : РосНОУ, 2019. — 292 с. — ISBN 978-5-89789-124-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/162151 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сравнительная педагогика : учебник для магистров, Джуринский, А. Н., 2014

Авторы

  • Федоров Олег Дмитриевич