• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Конструктивистские подходы в системной терапии семьи

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина направлена на введение учащихся в основы конструктивистского подхода в психотерапии. Она формирует представление о "методологическом сломе", приведшем к преобразованию классической системной методологии в терапии к постклассической. Знакомит и дает базовые знания по двум основным конструктивистким направлениями - Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии и Нарративному подходу. Формирует представление об общности и вместе с тем специфике теоретической и методической базы каждого из подходов. Для направления 030300.68 специализации «Системная семейная психотерапия» она является базовой. Изучение данной дисциплины основывается на следующих дисциплинах: «Теория и методология современной психологии», «Основы психологического консультирования», «Методы и школы классической системной психотерапии». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья», «Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар», «Нарративная практика в семейной психотерапии с детьми и с парами».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Освоение студентами программы основ конструктивистских (постмодернистские) методов психотерапии, широко применяющихся в современной психотерапевтической практике помощи семье - Ориентированной на решение краткосрочной терапией (Solution focused brief Family therapy, Нарративной теарпии (Narrative therapy).
  • 2. Ознакомление с философскими и методологическими основания конструктивистких подходов, формирование у студентов представления о культурном и историческом фоне возникновения конструктивистского мышления в психотерапии;
  • 3. Знание студентами истории возникновения, формирования, методической базы и специфики каждого из указанных направлений современной психотерапии
  • 4. Выработка базовых навыков практической работы в каждом из психотерапевтических подходов с ясным пониманием специфики и особенностей практики в каждом из направлений;
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать Основные философские идеи и методологические принципы, легшие в основу конструктивистских направлений Общую историю формирования направления Нарративной терапии, Ориентированной на решение психотерапии, основных представителей каждого из подходов; Основные принципы и методы психотерапевтической работы в каждом из направлений • Уметь Различать методологическую и методическую специфику каждого из направлений и их отличие от других, так называемых классических психотерапевтических направлений; Организовать не-экспертное, сотрудничающее взаимодействие с клиентом (семьей) • Иметь навыки (приобрести опыт) Использования основных методов ОРКТ и Нарративной терапии - посредством наблюдения за ведением приемов в каждом из направлений опытным психотерапевтом, отработки игровых упражнений в каждом из осваиваемых подходов; получения клиентского опыта в нарративном подходе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает краткую историю, теоретические основания и принципы Ориентированной на решение краткосрочной терапии. Знает основные техники и сеттинг в ОРКТ и способен анализировать профессиональные сессии терапевтов ОРКТ
  • Знает принципы нарративного подхода, знаком с техниками, картами беседы, способен картировать сессию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия
  • Тема 1.1. Классические и постклассический подходы в системной психотерапии. Место ОРКТ в конструктивистских подходах.
  • Тема 1.2. Методология и практика ОРКТ. Основные принципы и методические приемы работы в ОРКТ.
  • Тема 1.3. Первичный прием в ОРКТ. Ведение работы в ОРКТ. Специфика работы с различной проблематикой. Интегративные и модифицированные варианты психотерапии с использованием техник ОРКТ.
  • Раздел 2.Нарративный подход
  • 2.1 Философские идеи, основные теоретические положения нарративной практики.
  • Тема 2.3 Введение в нарративное консультирование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа по разделу 1
    Учитывается активность участия в дискуссиях, тренировка в освоении практических навыков нарративного консультировани.
  • неблокирующий Письменная работа по разделу 2
    Письменные ответы на вопросы, выданные преподавателем
  • неблокирующий коллоквиум по разделу 1
    коллоквиум, состоящий из теоретической и практической части: устного ответа на вопросы, касающегося пройденного теоретического материала, и оценка отработки студентом базовых технических навыков – основных техник ОРКТ
  • неблокирующий Письменная работа по разделу 1
    письменные ответы на вопросы, выданные преподавателем
  • неблокирующий Аудиторная работа по разделу 2
    Учитывается активность участия в дискуссиях, тренировка в освоении практических навыков ОРКТ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Аудиторная работа по разделу 2 + 0.25 * Письменная работа по разделу 1 + 0.2 * Письменная работа по разделу 2 + 0.25 * аудиторная работа по разделу 1 + 0.2 * коллоквиум по разделу 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Использование в работе на телефоне доверия подхода "Ориентированная на решение краткосрочная псих... : учеб.-метод. пособие, Будинайте, Г. Л., 2016
  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017

Авторы

  • Ильинская Ксения Юрьевна
  • Зеленская Мария Сергеевна
  • Кожина Анастасия Владимировна
  • Коган-Лернер Лина Борисовна
  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Чеботарева Елена Юрьевна