2024/2025
Игровая терапия с ребёнком в семье
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Чеботарева Елена Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей» являются: · ознакомление студентов с игровыми методами психологической помощи детям ; · обучение студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии. В результате освоения дисциплины студент должен: · понимать основные принципы и методологические основы игрового психологического воздействия на личность и поведение ребенка; · уметь анализировать игровую деятельность ребенка, его взаимодействие с родителями; применять техники директивной и недирективной игровой психотерапии соответственно терапевтическим целям и задачам, индивидуальным особенностям клиентов; · иметь навыки (приобрести опыт) проведения игровой психотерапии для коррекции отклонений в поведении и развитии ребенка.
Цель освоения дисциплины
- 1. · ознакомить студентов с игровыми методами психологической помощи детям 2. · обучить студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии.
- · ознакомить студентов с игровыми методами психологической помощи детям
- · обучить студентов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками игровой терапии, центрированной на ребенке, интервенций, отражающих действия и чувства ребенка, поддерживающих его самоуважение и введения ограничений.
- Владеет навыками проведения недирективной поведенческой игровой терапии и формирования навыков поддержания дисциплины
- Владеет навыками проведения недирективной поведенческой игровой терапии и формирования навыков поддержания дисциплины
- Понимает возможности использования игры в консультировании и психотерапии, различает концепции директивной, аналитической и недирективной игровой терапии.
- Понимает основные принципы ТДРВ, владеет навыками диагностики детско-родительских отношений в ходе наблюдения за диадическим взаимодействием
- Умеет видеть проявления травмы в поведении детей, владеет навыками проведения игровой терапии в ситуации травмы
- Умеет определять стратегию и применять техники ИТЦР в зависимости от запроса и индивидуальных особенностей клиента
- Умеет определять стратегию и применять техники ТДРВ и в соответствии с запросами и индивидуальными особенностями клиентов
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Недирективная игровая психотерапия
- Тема 1.1. Игра, как вид деятельности. Особенности и терапевтические факторы игры.
- Тема 1.2. История развития игровой психотерапии. Направления игровой психотерапии
- Тема 1.3. Недирективная игровая терапия. Теоретические предпосылки подхода - клиентоцентрированный подход в консультировании (К.Роджерс). Теория структуры личности, центрированная на ребенке.
- Тема 1.4. Цели недирективной игровой терапии. Игрушки и материалы для недирективной игровой терапии
- Тема 1.5. Стадии недирективной игровой терапии. Качества необходимые игровому терапевту для эффективной деятельности
- Тема 1.6. Установление ограничений в игровой терапии. Типичные проблемы игровой терапии
- Тема 1.7. Развитие самоуважения ребенка в игровой терапии
- Тема 1.8. Взаимодействие с родителями в рамках недирективной игровой терапии
- Тема 1.9. Завершение терапии. Этические нормы в работе игрового терапевта
- Раздел 2. Игровая терапия с ребенком, пережившим травму
- Тема 2.1. Проявления травмы в поведении детей. Цели и задачи недирективной игровой терапии при работе с ребенком, переживающим травму.
- Тема 2.2. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие единичного внезапного стрессора (ситуация смерти, катастрофы).
- Тема 2.3. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие повторяющихся или длительных испытаний (жестокое обращение, сексуальное домогательство, хронические заболевания).
- Тема 2.4. Что делать взрослым? Как общаться с ребенком, пережившим травму.
- Раздел 3. Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ)
- Тема 3.1. Цели, методы и основные принципы ТДРВ
- Тема 3.2. Психологические проблемы детско-родительского взаимодействия. Роль дисциплины и эмоционального принятия в развитии ребенка
- Тема 3.3. Диагностическое интервью с родителями, наблюдение за диадическим взаимодействием родителя и ребенка
- Тема 3.4. Обучение родителей недирективной поведенческой игровой терапии (ПИТ)
- Тема 3.5. Совершенствование родительских навыков поведенческой игровой терапии
- Тема 3.6. Цели, методы и принципы терапии, направленной на тренировку дисциплины
- Тема 3.7. Обучение родителей навыкам поддержания дисциплины в игровых ситуациях
- Тема 3.8. Распространение навыков дисциплины на повседневную жизнь
- Тема 3.9. Психологическая поддержка родителей. Учет индивидуальных особенностей детей и родителей в ТДРВ
- Тема 3.10. Завершение психотерапии семьи с использованием ТДРВ. Оценка эффективности
Элементы контроля
- Письменный экзамен по разделу 2письменные ответы на вопросы, выданные преподавателем
- Письменный экзамен по разделу 1студенты письменно отвечают на вопросы, выданные преподавателем
- доклад по дополнительному списку литературы к разделу 1Доклад по теме выбранной студентом по согласованию с преподавателем
- аудиторная работа по разделам 1 и 2оценивается включенность студентов в дискуссии во время занятий
- Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 3Студенты в ходе тренинга осваивают практические навыки изучаемого метода
- коллоквиум по разделу 3оценивается участие в итоговом коллоквиуме по разделу 3
- Доклад по списку дополнительной литературы по разделу 2доклад по теме, выбранной студентом по согласованию с преподавателем
- Письменный экзамен по разделу 3письменные ответы на вопросы, выданные преподавателем
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Демонстрация приобретенных навыков в ролевых играх по Разделу 3 + 0.05 * Доклад по списку дополнительной литературы по разделу 2 + 0.1 * Письменный экзамен по разделу 1 + 0.2 * Письменный экзамен по разделу 2 + 0.2 * Письменный экзамен по разделу 3 + 0.1 * аудиторная работа по разделам 1 и 2 + 0.05 * доклад по дополнительному списку литературы к разделу 1 + 0.1 * коллоквиум по разделу 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-280-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/148093
- Игра в раннем детстве: От рождения до 6 лет: Учебное пособие / Шеридан М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 146 с.: 70x100 1/32. - (Раннее развитие) (Обложка) ISBN 978-5-91671-508-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002322
- Решетников, М. М. Психическая травма : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / М. М. Решетников. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 200 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05650-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441480 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 296 с. - ISBN 978-5-9925-1036-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043967
- Грин, Росс В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей [Электронный ресурс] / Росс В. Грин ; пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. — 10-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 264 с). — М. : Теревинф, 2019. — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-4212-0567-8 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1029063 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1029063
- Копытин, А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А. И. Копытин. — Москва : Когито-центр, 2014. — 203 с. — ISBN 978-5-89353-420-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109316 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Нарушения поведения и развития у детей: книга для хороших родителей и специалистов / под ред. Л.С. Чутко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 176 с. — (Специальная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0672-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044268
- Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок / М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 328 с. — (Специальная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0674-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044274
- Падун, М.А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика : монография / М.А. Падун, А.В. Котельникова. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 206 с. - (Перспективы психологии). - ISBN 978-5-9270-0231-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059546
- Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и её последствия: Учебник / Хрусталева Н.С. - СПб:СПбГУ, 2014. - 372 с.: ISBN 978-5-288-05583-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941588
- Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание : монография / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 496 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0343-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060972
- Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика : монография / Н.В. Тарабрина. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-9270-0143-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059129