• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Искусство грамматики: грамматические категории и грамматические системы языков мира

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Стенин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Языки колоссальным образом различаются и в то же время во многом схожи. Параметры межъязыкового варьирования включают инвентарь гласных и согласных, базовый порядок слов в простом предложении, устройство общего и частного вопросов и десятки других признаков. Среди них выделяются те, которые касаются выражения грамматических значений. Эти значения нельзя найти в обычных толковых и переводных словарях, а говорящие передают их как бы помимо своей воли. По выражению Франца Боаса, грамматика «определяет, какие аспекты того или иного опыта должны быть выражены» (Boas 1938: 132). Так, из русского предложения  «Ночью шёл дождь» понятно, что событие произошло в прошлом (и это значение выражено грамматически), однако неизвестно, на основании каких данных говорящий делает такое утверждение. Чтобы перевести это предложение на нганасанский язык, необходимо специфицировать источник информации: видел ли говорящий саму ситуацию или наблюдал её с помощью других органов чувств, судит ли о ней по косвенным признакам или со слов других людей (за это отвечает грамматическая категория эвиденциальности). Таким образом, целый ряд сведений об окружающем мире оказывается обязательным для выражения на определённом языке. В каждом конкретном языке этот набор свой и структурирован он уникальным образом, но можно говорить о поиске общих механизмов категоризации. Курс посвящён одному из наиболее увлекательных разделов современной лингвистической типологии — грамматической семантике, которая исследует, что такое грамматические значения и чем они отличаются от лексических, какие грамматические значения встречаются в языках мира у имён и у глаголов, в какие категории (число, падеж, род, время, вид, наклонение и пр.) и на каких основаниях они объединяются, как взаимодействуют различные грамматические категории в рамках грамматических систем. Курс предполагает наличие базовых лингвистических представлений в объёме школьной программы и предназначен для студентов, не специализирующихся на фундаментальной лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Знание основ грамматической семантики, основных грамматических категорий и грамматических систем
  • • Знание основных параметров морфологического разнообразия естественных языков
  • • Овладение аппаратом морфологической типологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Знает основные морфологические техники
  • • Знает различие между лексемой и словоформой
  • • Знает основные признаки грамматикализации
  • • Знает основные части речи, подходы к их выделению и проблему выделения частей речи в языках разной структуры
  • • Знает основные типологические параметры вариативности именных категорий имени
  • • Знает типологические параметры и универсалии в зоне местоименных значений, их функциональную интерпретацию
  • • Знает основные грамматические категории глагола, взаимосвязь между ними, их универсальность и неуниверсальность, методы их типологического исследования
  • • Имеет общее представление о степени сложности глагольной словоформы в языках различных типов
  • • Владеет техникой морфологического анализа (глоссированного) текста на незнакомом языке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Основные понятия морфологии
  • Введение в грамматическую семантику. Грамматические категории и типологический подход к грамматике
  • Именные и местоименные значения и категории
  • Глагольные значения и категории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Homework
  • неблокирующий Written assignment
  • неблокирующий In-class assignment
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.14 * Homework + 0.14 * Homework + 0.44 * In-class assignment + 0.28 * Written assignment
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Martin Haspelmath, & Andrea D. Sims. (2010). Understanding Morphology. Routledge.
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haspelmath, M. (2001). Language Typology and Language Universals / Sprachtypologie Und Sprachliche Universalien / La Typologie Des Langues Et Les Universaux Linguistiques. 2. Halbband. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186405
  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010

Авторы

  • Стенин Иван Андреевич