2024/2025
Институциональные основы образовательной политики
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Когда читается:
1 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Заиченко Наталья Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина реализуется в blended формате. Освоение дисциплины «Институциональные основы образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования. Дисциплина включает перечень тем для ознакомления с базовыми понятиями теории институциональной экономики и содержанием концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере, в т.ч. знание базовых институтов, влияющих и формирующих образовательную политику в РФ на всех уровнях (федерации, региона, района, организации). Необходимым компонентом освоения дисциплины является изучение пакета актуальных документов стратегической направленности и их критического осмысления. Практические занятия направлены на формирование навыка выявления противоречий в нормативных документах ( формальных институтах ), влияющих на формирование образовательной политики на разных уровнях, разработки и интерпретации аналитических документов и программ развития образования с точки зрения достижения результатов; объяснения институционального обустройства образовательных систем на разных уровнях управления.
Цель освоения дисциплины
- Основные цели освоения дисциплины заключаются в: • осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений; • приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях; • уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальны-ми институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет институциональное обустройство развития образовательных систем на разных уровнях управления. Прогнозирует возможные институциональные изменения и появление новых «хороших и плохих» институтов в случае реализации каких либо образовательных стратегий (программ развития). Использует основные положения и методы институционального анализа при решении профессиональных задач.
- Понимание феномена институциональных ловушек. Умение приводить примеры из сферы образования.
- Понимание феномена института контрактации в контексте образовательных отношений. Умение применять терминологию теории контактов при объяснении конфликтов в контрактных отношениях в системе образования.
- Умение использовать технологию форсайта при разработке стратегических документов образовательного учреждения и или системы образования на уровне района
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.1. Институты – как «правила игры в обществе».
- Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.2. Трансакционные издержки: применимость понятия в деятельности по формированию образовательных политик.
- Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.3. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений.
- Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.4. Контрактные отношения: неполнота контракта и асимметрия информации: применимость понятия в сфере образования.
- Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.5. Феномен «государства» : институциональный подход.
- Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.6. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование.
- Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации Тема 2.1.Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации.
- Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.2. Институты в образовании: финансирование системы образования; оплата труда; автономия; государственное задание.
- Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.3. Институциональные основания и ресурсные возможности инноваций в образовании.
- Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.4. Институциональные ловушки образовательных стратегий
Элементы контроля
- эссеэссе выполняется по содержанию 1 раздела , по темам , подготовленным преподавателем
- эссеБлок оценки соответствия жанру ( К оценивания =0,5) • Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной области. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для магистерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной ин-формации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эс-се проблеме других авторов ( кроме автора эссе). Блок оценки соответствия объемам ( К оценивания =0,15). • Объем эссе не должен превышать 3,0 страниц формата А4 ( не считая титульного листа). При превышении объема оценка за данный блок обнуляется Блок оценки текста ( К оценивания =0,35). • Текст эссе должен быть понятен, научные термины, выражения, которые используются при исследовании той или иной проблемы необходимо заменять понятиями для широкой аудитории. В случае невозможности их заменить иными, они могут быть оставлены, но обязательно приводиться в сноске с расшифровкой. Максимальная оценка по каждому блоку - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки эссе балл блока умножается на соответствующий коэффициент оценивания (К оценивания), далее суммируется и определяется итоговый балл за работу.
- институциональная ловушкапроектирование «институциональных ловушек» в малых группах . Оценивание: оценка дается в баллах и является суммарной для всей подгруппы, распреде-ляется самими участниками группы по весу участия каждого в выполнении задания. Задание. Институциональное проектирование. Опишите «институциональную ловушку» на любом примере из: бартер; неуплата налогов ; коррупция \\ взятка; нарушение правил дорожного движения; списывание \\ исполь-зование шпаргалок на экзамене; «технологическая» подготовка к ЕГЭ и другое… В кейсе должны быть задействованы характеристики ИЛ: 1. Факторы , влияющие на процесс формирования ИЛ – фундаментальные, социеталь-ные, организационные 2. Механизмы стабилизации ИЛ - эффект обучения, эффект координации, эффект сопряжения 3.Предложения по «выходу из институциональной ловушки»
- тестыконтрольная работа по каждой теме в формате теста из 15 вопросов
- итоговый тесттест из 45 вопросов . По каждой теме курса по 3-4 вопроса
- Мультимедийный проектВ малых группах создается мультимедийный проект по выбранной теме курса в одном из разделов. Группа создает ролик по выбранной теме на основе какого либо популярного мультипликационного фильма. Время ролика= до 10 минут В ролике должны быть использованы не менее 15 терминов определенной темы курса, согласованных по смыслу.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st moduleО рез.= = 0,8(0,3О текущий тест-контроль + 0,1Оэссе + 0,2Опроект+ 0,2О итоговый тест) + 0,2·Оауд.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Куб инноваций" и палитра инноваторов : идеи, проекты, уроки и коммент., Альтшулер, И. Г., 2007
- 12 стандартных методов управления продажами и причины, по которым они неизменно эффективны, Фарбер, Б., 2006
- Canty D. Agile for Project Managers – Auerbach Publications, 2015 – 234 p. ISBN:9781482244984 (доступ через электронную библиотеку НИУ ВШЭ http://library.books24x7.com/bookshelf.asp, для перехода по ссылке нужна авторизация в системе удаленного доступа ресурса)
- Бирюков, С. В. Правовая культура : учебное пособие для вузов / С. В. Бирюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12246-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447097 (дата обращения: 28.08.2023).
- Институциональные предпосылки региональной образовательной политики. : учебно метод. пособие, Заиченко, Н.А., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Балацкий Е.В. (2002). Функциональные Свойства Институциональных Ловушек. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.38.3.7
- Бренделева, Е. (2006). Qwerty-Эффекты, Институциональные Ловушки С Точки Зрения Теории Трансакционных Издержек. TERRA ECONOMICUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14348023
- Веретенникова, Н. (2009). Институциональные Ловушки Российской Системы Высшего Образования. Вестник Томского Государственного Университета. Экономика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13998007
- ГЛАЗЬЕВ С.Ю. (1998). «Вашингтонский Консенсус» И Научнотехнический Прогресс В России. Экономическая Наука Современной России, (Приложение). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16941261
- Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : Учебник, , 2006
- Нуреев, Р. (2010). Россия после кризиса эффект колеи. Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8078924
- Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
- ПОЛТЕРОВИЧ ВИКТОР МЕЕРОВИЧ. (2013). Институциональный эксперимент. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D2DFE7C