2024/2025
Основы проектирования в образовании
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - обучение студентов основам педагогического дизайна для использования в профессиональной деятельности. Практические навыки: 1. Классифицировать образовательные модели по типам: от образовательных результатов, от аутентичных проблем. Сравнивать модели между собой по способам достижения планируемых образовательных результатов. 2. Разрабатывать образовательные продукты с помощью моделей: understanding by design, 4/с id model и др. Объяснять внутреннюю согласованность компонентов образовательного продукта с учетом особенностей той или иной модели. 3. Использовать инструменты для развития мотивации у обучающихся. 4. Объяснять и различать методы сбора и анализа обратной связи о спроектированных образовательных продуктах, аргументировать выбор того или иного метода.
Планируемые результаты обучения
- использовать понятие "педагогический дизайн”
- знать основные теории обучения
- иметь представление о направлениях исследовательской повестки в области педагогического дизайна
- понимать, какие существуют креативные методологии в педагогическом дизайне
- объяснять понятие “мотивация” в контексте процесса обучения
- различать внешнюю и внутреннюю мотивацию, объяснять понятие “континуум мотивации”
- использовать инструменты для создания мотивирующего образовательного продукта
- использовать модель мотивации к обучению Джона Келлера — ARCS-V и модель самонаправленного обучения Джеральда Гроу
- понимать принцип конструктивной согласованности в педагогическом дизайне
- иметь представление о типологии образовательных продуктов
- знать и описывать этапы модели ADDIE
- иметь представление о разработке образовательного продукта по модели ADDIE
- знать теоретические основания персонализированного обучения
- уметь шкалировать учебные цели
- отбирать под учебные цели учебные задания
- проектировать учебные модули для персонализация обучения школьников/студентов
- понимать для решения каких задач может быть использована модель UbD
- использовать понятие «Большие идеи» для разработки планируемых образовательных результатов и приводить примеры больших идей
- уметь проектировать цели по граням понимания, формулировать ключевые вопросы и подбирать под грани учебные задания и критерии их оценки
- знать и использовать этапы модели UbD для разработки продукта
- объяснять теоретические основания модели
- определять, для решения каких задач может быть использована 4C/ID model
- описывать компоненты 4С/ID model для разработки образовательного продукта
- определять десять шагов в рамках 4С/ID model
- проектировать учебные задачи, направленные на решение аутентичной проблемы
- разрабатывать образовательный продукт по модели 4С/ID с использованием четырех компонентов
- объяснять понятие обратной связи
- отличать эффективную (конструктивную) обратную связь от неэффективной
- использовать техники для предоставления обратной связи
- понимать ценность обратной связи для процесса проектирования и обучения
Содержание учебной дисциплины
- Высокая мода педагогического дизайна: понятие и исследовательская повестка
- Модель ADDIE: «классика жанра» и возможности её использования
- Модель Understanding by design: проектирование от образовательных результатов
- 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем
- 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем_1
- Обратная связь в учебном процессе
- Представление концепции курса. Новые вызовы системе образования.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
- Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
- Массовое высшее образование : триумф БРИК?, Карной, М., 2014
- Томас, Г. Образование: Очень краткое введение / Г. Томас , перевод с английского А. А. Архиповой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-7598-1323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100155 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Томас Г. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353006 - 353006 - iBOOKS