• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Основы проектирования в образовании

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - обучение студентов основам педагогического дизайна для использования в профессиональной деятельности. Практические навыки: 1. Классифицировать образовательные модели по типам: от образовательных результатов, от аутентичных проблем. Сравнивать модели между собой по способам достижения планируемых образовательных результатов. 2. Разрабатывать образовательные продукты с помощью моделей: understanding by design, 4/с id model и др. Объяснять внутреннюю согласованность компонентов образовательного продукта с учетом особенностей той или иной модели. 3. Использовать инструменты для развития мотивации у обучающихся. 4. Объяснять и различать методы сбора и анализа обратной связи о спроектированных образовательных продуктах, аргументировать выбор того или иного метода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использовать понятие "педагогический дизайн”
  • знать основные теории обучения
  • иметь представление о направлениях исследовательской повестки в области педагогического дизайна
  • понимать, какие существуют креативные методологии в педагогическом дизайне
  • объяснять понятие “мотивация” в контексте процесса обучения
  • различать внешнюю и внутреннюю мотивацию, объяснять понятие “континуум мотивации”
  • использовать инструменты для создания мотивирующего образовательного продукта
  • использовать модель мотивации к обучению Джона Келлера — ARCS-V и модель самонаправленного обучения Джеральда Гроу
  • понимать принцип конструктивной согласованности в педагогическом дизайне
  • иметь представление о типологии образовательных продуктов
  • знать и описывать этапы модели ADDIE
  • иметь представление о разработке образовательного продукта по модели ADDIE
  • знать теоретические основания персонализированного обучения
  • уметь шкалировать учебные цели
  • отбирать под учебные цели учебные задания
  • проектировать учебные модули для персонализация обучения школьников/студентов
  • понимать для решения каких задач может быть использована модель UbD
  • использовать понятие «Большие идеи» для разработки планируемых образовательных результатов и приводить примеры больших идей
  • уметь проектировать цели по граням понимания, формулировать ключевые вопросы и подбирать под грани учебные задания и критерии их оценки
  • знать и использовать этапы модели UbD для разработки продукта
  • объяснять теоретические основания модели
  • определять, для решения каких задач может быть использована 4C/ID model
  • описывать компоненты 4С/ID model для разработки образовательного продукта
  • определять десять шагов в рамках 4С/ID model
  • проектировать учебные задачи, направленные на решение аутентичной проблемы
  • разрабатывать образовательный продукт по модели 4С/ID с использованием четырех компонентов
  • объяснять понятие обратной связи
  • отличать эффективную (конструктивную) обратную связь от неэффективной
  • использовать техники для предоставления обратной связи
  • понимать ценность обратной связи для процесса проектирования и обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Высокая мода педагогического дизайна: понятие и исследовательская повестка
  • Модель ADDIE: «классика жанра» и возможности её использования
  • Модель Understanding by design: проектирование от образовательных результатов
  • 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем
  • 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем_1
  • Обратная связь в учебном процессе
  • Представление концепции курса. Новые вызовы системе образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Аннотация
  • неблокирующий Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Аннотация + 0.6 * Итоговый проект + 0.2 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
  • Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
  • Массовое высшее образование : триумф БРИК?, Карной, М., 2014
  • Томас, Г. Образование: Очень краткое введение / Г. Томас , перевод с английского А. А. Архиповой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-7598-1323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100155 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Томас Г. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353006 - 353006 - iBOOKS

Авторы

  • Пестрикова Екатерина Андреевна
  • Стремилова Екатерина Константиновна