Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Популярная культура и медиафэндомы

Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Ним Евгения Генриевна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с областью fan studies и ключевыми направлениями в изучении фэндомов и фанатов. В современном мире фан-культура – не нишевый феномен, а повседневный и повсеместный опыт взаимодействия множества людей с любимым медиаконтентом. Помимо активного потребления медиаразвлечений фанаты вовлечены в разнообразные культуры соучастия и креативные практики (требующие определенных медийных навыков). В рамках курса будут рассмотрены: различные подходы к пониманию фэндомов и фан-культуры; методология и этика fan studies (включая феномен «акафанов); структура и виды фан-сообществ; типы фанатских практик (фанфикшн, косплей, любительский перевод, фансаббинг/фандаббинг, фанарты, фанвидео, машинима и др.); взаимоотношения фан-сообществ и медиаиндустрии. Также мы затронем такие темы как фэндом и политика, фэндом и религия, фэндом и маркетинг, фэндом и образование, фэндом и искусственный интеллект. В процессе изучения курса студенты будут анализировать конкретные кейсы – фан-комьюнити отдельных сериалов, анимации, комиксов, видеоигр, музыкальных групп, селебрити и брендов. Курс базируется на работах зарубежных исследователей фан-культуры (Генри Дженкинс, Мэтт Хиллс, Пол Бут, Марк Даффет, Франческо Коппа, Кристина Буссе и др.) и публикациях российских авторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление об исследованиях фан-культуры.
  • Развить навыки исследования фанатских практик и сообществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует ключевые понятия и концепции в области фан-исследований
  • Использует эмпирические методы для изучения фанатских практик и сообществ
  • Анализирует фэндомы в контексте развития медиатехнологий
  • Объясняет связь фэндомов, поп-культуры и медиаиндустрии
  • Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в фан-исследованиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования фан-культуры: ключевые понятия и подходы
  • Тема 2. Структура, виды и этика фан-сообществ
  • Тема 3. Фанатские практики, платформы и медиатехнологии
  • Тема 4. Медиафэндомы и общество
  • Тема 5. Фэндом, медиа и социальные конфликты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №2
    Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам третьего или четвертого семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Мини-эссе
    Студенты пишут мини-эссе по проблематике фан-исследований – письменную работу с элементами авторской рефлексии и аналитики. Среди предложенных направлений нужно выбрать одно, актуализировать его в виде темы, содержащей исследовательский вопрос (в самом названии эссе) и написать аргументированный текст с опорой на научные источники и конкретные примеры. Исследовательский вопрос может проблематизировать как существующие концепты и подходы в области фан-исследований (со стороны теории), так и фандомные практики и пространства (в социальном, культурном, политическом, индустриальном, технологическом и других контекстах). Объем письменной работы: 900-1000 слов, не включая список источников. Оценка за эссе выставляется по 10-тибальной шкале.
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашнее задание №1
    Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №3
    Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Домашнее задание №1 + 0.2 * Домашнее задание №2 + 0.25 * Домашнее задание №3 + 0.25 * Мини-эссе + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to media fandom and fan studies, , 2018
  • Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185
  • Mizuko Ito, Daisuke Okabe, & Izumi Tsuji. (2012). Fandom Unbound : Otaku Culture in a Connected World. Yale University Press.

Авторы

  • Панасенко Юлия Владимировна
  • Ним Евгения Генриевна