2024/2025





Популярная культура и медиафэндомы
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с областью fan studies и ключевыми направлениями в изучении фэндомов и фанатов. В современном мире фан-культура – не нишевый феномен, а повседневный и повсеместный опыт взаимодействия множества людей с любимым медиаконтентом. Помимо активного потребления медиаразвлечений фанаты вовлечены в разнообразные культуры соучастия и креативные практики (требующие определенных медийных навыков). В рамках курса будут рассмотрены: различные подходы к пониманию фэндомов и фан-культуры; методология и этика fan studies (включая феномен «акафанов); структура и виды фан-сообществ; типы фанатских практик (фанфикшн, косплей, любительский перевод, фансаббинг/фандаббинг, фанарты, фанвидео, машинима и др.); взаимоотношения фан-сообществ и медиаиндустрии. Также мы затронем такие темы как фэндом и политика, фэндом и религия, фэндом и маркетинг, фэндом и образование, фэндом и искусственный интеллект. В процессе изучения курса студенты будут анализировать конкретные кейсы – фан-комьюнити отдельных сериалов, анимации, комиксов, видеоигр, музыкальных групп, селебрити и брендов. Курс базируется на работах зарубежных исследователей фан-культуры (Генри Дженкинс, Мэтт Хиллс, Пол Бут, Марк Даффет, Франческо Коппа, Кристина Буссе и др.) и публикациях российских авторов.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях фан-культуры.
- Развить навыки исследования фанатских практик и сообществ.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует ключевые понятия и концепции в области фан-исследований
- Использует эмпирические методы для изучения фанатских практик и сообществ
- Анализирует фэндомы в контексте развития медиатехнологий
- Объясняет связь фэндомов, поп-культуры и медиаиндустрии
- Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в фан-исследованиях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Исследования фан-культуры: ключевые понятия и подходы
- Тема 2. Структура, виды и этика фан-сообществ
- Тема 3. Фанатские практики, платформы и медиатехнологии
- Тема 4. Медиафэндомы и общество
- Тема 5. Фэндом, медиа и социальные конфликты
Элементы контроля
- Домашнее задание №2Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам третьего или четвертого семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Мини-эссеСтуденты пишут мини-эссе по проблематике фан-исследований – письменную работу с элементами авторской рефлексии и аналитики. Среди предложенных направлений нужно выбрать одно, актуализировать его в виде темы, содержащей исследовательский вопрос (в самом названии эссе) и написать аргументированный текст с опорой на научные источники и конкретные примеры. Исследовательский вопрос может проблематизировать как существующие концепты и подходы в области фан-исследований (со стороны теории), так и фандомные практики и пространства (в социальном, культурном, политическом, индустриальном, технологическом и других контекстах). Объем письменной работы: 900-1000 слов, не включая список источников. Оценка за эссе выставляется по 10-тибальной шкале.
- Посещаемость
- Домашнее задание №1Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Домашнее задание №3Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Домашнее задание №1 + 0.2 * Домашнее задание №2 + 0.25 * Домашнее задание №3 + 0.25 * Мини-эссе + 0.1 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A companion to media fandom and fan studies, , 2018
- Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185
- Mizuko Ito, Daisuke Okabe, & Izumi Tsuji. (2012). Fandom Unbound : Otaku Culture in a Connected World. Yale University Press.